ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ - И НИКАКОЙ "СТИРКИ"

Андрей Малахов, автор пресловутой "Большой стирки", выступил на минувшей неделе на Первом канале с премьерой новой ежедневной программы "Пять вечеров". Зрители, привыкшие видеть в этом ведущем воплощение нынешней телеразвлекаловки, будут немало удивлены произошедшим с ним переменам.

Уже в первом "Вечере" был полемически поставлен вопрос: "Искусство принадлежит народу?" И затеяли разговор о таких видах искусства, как опера и балет, пригласили в студию музыкальных критиков, журналистов, одного из руководителей Большого театра, а также недавно уволенного оттуда Николая Баскова, в подробностях рассказали о конфликте, который случился с театром у него и у балерины Анастасии Волочковой.
Внимательно выслушав аргументы сторон, создатели передачи предоставили зрителям самим сделать выводы. Даже интерьер студии, где диваны для гостей поставлены строго друг напротив друга, способствовал соблюдению равенства в споре.
Эта же мизансцена сохранялась и до конца недели. В эти дни обсуждались непростые проблемы. Скажем, подводились итоги афинской Олимпиады. Пригласили к разговору не только героев, но и тех, кому успех не сопутствовал. Толкательница ядра Ирина Коржаненко, лишенная статуса чемпионки за употребление допинга, страстно доказывала свою невиновность. Гимнаст Алексей Немов, ставший жертвой предвзятого судейства, сетовал на безразличие к его судьбе наших спортивных чиновников. Один из них неуклюже пытался защитить честь ведомственного мундира.
В другой "Вечер" обсуждалась такая сложная, в особенности с нравственной точки зрения, проблема, как "права животных". Речь шла о подопытных мышах, лягушках, кроликах, которых люди из века в век используют в своих экспериментах, не задумываясь, естественно, о страданиях живых существ. Поводом для спора стала история студента биофака, отказавшегося участвовать в экспериментах над животными и за это отчисленного из вуза.
В отличие от предыдущих выпусков тут не было всенародно известных звезд шоу-бизнеса или спорта. Ученые, биологи и медики, преподаватели вузов, представители различных фондов по защите животных, работники зоопарка, юристы - все они искали ответы на непростые вопросы. 70 минут эфирного времени пролетели незаметно, несмотря на отсутствие в передаче фирменных малаховских "приколов", приемов "оживляжа" из "Большой стирки".
В последнем на неделе пятничном выпуске "Вечеров", построенном по журнальному принципу, один из сюжетов был посвящен открытию памятника Л. Брежневу в Новороссийске. Пришедшие в студию мэр города и губернатор Краснодарского края, судя по настороженности, с какой отвечали на первые вопросы ведущего, опасались, что будут встречены молодежью, присутствующей тут, в штыки. Но были приятно удивлены взвешенностью обсуждения непростой политической темы.
Удивлен и я - не столько даже эволюцией Малахова, сколько тем, что это произошло на Первом канале, ориентированному на "развлекаловку" и связанные с нею рекордные рейтинги. Хотелось бы, конечно, верить, что наше ТВ по велению времени, да и под воздействием последних событий стало постепенно отходить от бездумного веселья. Но, взглянув на телепрограмму текущей недели, где по два раза на дню нам предлагают рассказ о "Фабрике звезд" (уже пятой по счету!), я понял, что моим надеждам не суждено пока сбыться.
От Первого канала в этом отношении не отстает, к сожалению, и государственный. Там тоже в "Народном артисте" можно ежедневно видеть юношей и девушек, мечтающих о карьере поп-звезд. В минувшую пятницу в часовой передаче нам показали, как некая комиссия, состоящая, кстати, не из музыкантов, прослушивала соискателей. Девушка из Перми исполнила серьезную, успевшую уже стать классикой, песню. Один из членов комиссии, ожидавший, видимо, от конкурсантки чего-нибудь полегче, обратился к ней с таким "остроумным" замечанием: что, мол, к вам в Пермь перестали завозить новые музыкальные компакт-диски? Вместо того чтобы похвалить начинающую певицу за хороший вкус, ее осмеяли...