ПРИДУМАТЬ ЗА СЕКУНДУ, ЗАПИСАТЬ ЗА СОРОК МИНУТ

В этот день в production-студии "Эго Про" записывался рекламный ролик, посвященный 130-летию российской рекламы. Но участники процесса успели рассказать о десятках других своих работ.

- Этот дом очень старый. Тут еще знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов жил. А в этой комнате - его мама, - помощник директора production-студии "Эго Про" Мария открывает дверь в светлое помещение. На стенах - автографы. За компьютером сидит звукорежиссер Тимур. В студии - небольшой комнатке, напичканной оборудованием, - пока нет никого.
Я обращаю внимание на автографы. Вот подпись совладельца "Евросети" Евгения Чичваркина, вольная трактовка философа Фридриха Ницше: "Все, что нас не убивает, нас делает сильней". Особая гордость - пожелание от великого диктора Игоря Кириллова. Вот напутствие от актера Дмитрия Певцова (который подписался "муж Дроздовой").
Происхождение автографов Павел Егоров поясняет будничным тоном: "Просто у нас стены потемнели (звукоизоляционные плиты белого цвета. - "Труд"), вот мы и подумали, что надо их как-то украсить".
МАСТЕРА СЛОВА
В production-студии работают генеральный директор Павел Егоров, его заместитель Наталья, помощница Мария, бухгалтер и два звукорежиссера Тимур и Андрей.
- Нам много народа не нужно! - утверждает Павел. Он почти упразднил все должности, у каждого сотрудника на визитке красуется "Мастер слова". Все остальные - копирайтеры (сценаристы), актеры, музыканты - работают внештатно.
Да и штатные сотрудники не сидят в офисе с 9 до 18, не работают из-под палки. Новый день здесь не похож на предыдущий. Случается такое, что приходится записывать сразу много роликов. Рекорд студии - 155 роликов в день. Они предназначались для региональных отделений компании "Связной". Несмотря на одинаковый текст, в них нужно было проговорить разные названия городов и номера телефонов.
Бывает и так, что создается много вариантов одного ролика: что бы ни предлагали клиенту, ему всегда что-то не правится. Так, для одного крупного торгового центра было записано 22 варианта одного и того же короткого новогоднего поздравления.
- У нас завтра две записи для "Уралсиба", дальше - "Капитал Груп", если успеем - "Обувь XXI века", - "обнадеживает" Павла Наталья. А день только начинается...
КАК РОЖДАЮТСЯ РОЛИКИ
- Меня часто спрашивают, за какой срок я могу придумать рекламный ролик. И я отвечаю: за 30 секунд. Или даже за секунду. Только я не знаю, когда эта секунда настанет, - говорит Павел.
На вопрос, с чего начинается ролик, отвечает: с денег. А вот творчество начинается с копирайтера. Он пишет несколько вариантов сценария для заказчика. В сценарии прописываются не только слова, но и музыка, какие-то другие звуки (например, аплодисменты, рев мотора, звук бьющегося стекла). А также подробно описывается голос, который будет рекламировать продукт.
...В студию заходит Руслан Игнатов. Он должен озвучить сразу несколько роликов. В том числе рекламу банка и рекламу мебельной фабрики "Янтарь". Руслан - голос телеканала РЕН ТВ, именно его голосом озвучены многие заставки и анонсы. Он окончил Ярославский театральный институт, работал актером во владимирском театре и даже диджеем в архангельском отделении "Русского радио". Но признается: больше всего ему нравится именно озвучивать. За всю жизнь Руслан записал более тысячи роликов, а в студии "Эго Про" - не меньше сотни.
Руслан надевает наушники - они позволяют ему слышать собственный голос - и начинает читать текст. Главное здесь - не только четко и правильно проговаривать слова, но и уложиться во время.
- Как правильно ставить ударения в фамилии актрисы Светланы Хотченковой? - спрашивает он. И после того как получает ответ, начинает читать рекламу для журнала Playboy, где будет ее "откровенная фотосессия".
За временем и звуком следит звукорежиссер Тимур. Он просит то говорить быстрее, то громче, то особо выделить какие-либо слова. Следом за Русланом в студии записывается Павел Егоров - он сам озвучивает немало рекламных роликов.
В конце ролика часто присутствует информация, которую рекламодатели обязаны дать по закону: "Лицензия банка N...", или "Телефон дилеров...", или "Перед употреблением посоветуйтесь с врачом". Но эфирного времени на техническую информацию жаль. Когда в минимальное количество времени приходится запихивать подобные предложения, это называется "абырвалг". Своеобразная дань великому Булгакову...
ТАКАЯ РАЗНАЯ РЕКЛАМА...
Главный "мастер слова" в студии Павел Егоров еще и композитор. Нередко вместе с приглашенными музыкантами он записывает рекламные песни. Это самое интересное, ведь, по сути, ты должен придумать такой же мощный хит, как и в эфире, но, скажем, про таблетки от простуды или тормозную жидкость, и уложиться в 30 секунд вместо трех-четырех минут, которые обычно длится песня на радио.
Как правило, рекламное агентство берется за создание шедевра о любом продукте.
Вот, например, реклама клиники, где лечат венерологические заболевания, начиналась так: "Вам случайно подарили букет? Несите его к нам!" Вот один из сценариев для магазина "Дисконт", который собрал на фестивалях рекламы несколько призов. Молодой игривый женский голос: "Объявление! Эффектная блондинка 90-60-90, 20 лет, познакомится с молодым человеком 60 лет для совместных поездок в бутики "Подиум". Походы в другие места просьба не предлагать".
Или ролик на весьма специфическую и деликатную тему эпиляции: "В клинике "Телос Бьюти" - 20-процентные скидки на эпиляцию. Это значит, что за те же деньги можно проэпилировать на 20% больше... Или заплатить на 20 меньше... Короче, каждая пятая нога - бесплатно! Или... шестая?"
Когда я уходила, ролик про 130-летие российской рекламы уже был записан и отправлен в эфир. Его изготовление заняло 40 минут.
Деньги
МИНИМАЛЬНЫЕ ГОНОРАРЫ СОЗДАТЕЛЕЙ РЕКЛАМЫ НА РАДИО
1000 рублей
получает профессиональный диктор за озвучивание ролика
5000 рублей
получает копирайтер за написание простого сценария
10 000 рублей
получает копирайтер за написание креативного сценария
Источник: собственные данные
Сленг
ТАК ГОВОРЯТ РАДИЙНЫЕ РЕКЛАМЩИКИ:
l Оральнее - громче
l Задуть - сесть очень близко к микрофону и из-за этого непонятно произнести слова
l Завал - мембрана микрофона не выдержала очень мощного голоса вокалиста
l Абырвалг - скороговорка, которой диктор проговаривает в конце ролика техническую и юридическую информацию, например "все рекламируемые товары подлежат обязательной сертификации" или "номер лицензиии такой-то"