Темур Чхеидзе: «Трагедия — это когда все правы»

Большие гастроли БДТ имени Товстоногова в Москве завершатся трагедией Шиллера «Дон Карлос», премьера которой состоялась в Питере этой весной и была приурочена к 90-летнему юбилею театра.

Художественный руководитель театра и постановщик спектакля Темур Чхеидзе рассказал «Труду», как проходят нынешние гастроли.

— БДТ часто приезжает в Москву, но большие гастроли театра в последний раз были в 2001-м. Как в эти годы менялся театр?

— Нас можно заподозрить в определенной старомодности и консервативности, но, мне кажется, нельзя одним махом выбрасывать то, что копилось десятилетиями. Русский психологический театр — одно из величайших достижений мировой культуры. Если кому-то психологический театр кажется скучным, это его проблемы. Конечно, жизнь меняется, мы не можем сохранить все в том виде, как при великом Товстоногове. Главное для нас — найти золотую середину между рутиной и оголтелым авангардом.

— Вы известны своим пристрастием к шиллеровским трагедиям. В БДТ выходили «Коварство и любовь», «Мария Стюарт». Чем вас заинтересовал «Дон Карлос»?

— Я не педалировал политическую тему. Мне был интересен миг, когда человек допускает роковую ошибку, которая ломает его судьбу. Достаточно одного неверного шага, и все может резко измениться. Это может случиться незаметно для тебя самого. Мало у кого есть злодейские планы, все хотят добра, но сталкиваются разные позиции, и происходит трагедия. Если один — злодей, а другой — праведник, то это уже не трагедия, а мелодрама. У Жана Ануя есть замечательное определение: «Трагедия — это когда все правы». То же самое случается и между государствами. Если говорить об отношениях России и Грузии, то что мы сегодня видим? Все хотят счастья, но каждый думает, что только он прав. Сегодняшние отношения России и Грузии — огромная трагедия, и все мы будем перед Богом и нашими народами отвечать за нее. Человек — это существо, которое склонно видеть только чужие ошибки. Мы видим всех, кроме самих себя. Себя мы видим, только когда бреемся.