"ШЕСТИСОТЫЙ" РУХНУЛ С НЕБА

Вчера Новокузнецкая транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту крушения вертолета МД-600 у поселка Мундыбаш Таштагольского района Кемеровской области. Находившиеся на борту - 48-летний московский пилот Павел Судаков, пассажиры - 31-летний Василий Кузнецов, 46-летний Виталий Поздняков и 33-летний Олег Соснин - погибли.

Установлено, что летчик Павел Судаков поднялся в воздух без разрешения наземных авиаслужб. Диспетчеры несколько раз откладывали вылет машины из-за плохих метеоусловий - в воскресенье небо над Кемеровом было затянуто тучами, шел дождь. По предварительной версии следствия, плохая видимость и стала основной причиной крушения. Зацепившись за крону деревьев, машина упал на землю.
Вертолет МД-600 принадлежал "Кузнецкой лизинговой компании". Как сообщил "Труду" ее представитель Антон Гришин, борт был приобретен два года назад у одной из московских фирм и зарегистрирован в -РОСТО города Барнаула. На момент катастрофы велись переговоры о продаже вертолета предпринимателю, главе крупной металлоторговой компании "Красо" Олегу Соснину, который был на борту вместе со своим пилотом. По всей видимости, они совершали предпродажный полет.
Вертолет МД-600 считается одной из дорогостоящих моделей. Ее стоимость варьируется в пределах полутора - двух миллионов долларов. Однако инцидентов и катастроф с вертолетами типа МД за последнее время происходило немало. Так, в апреле 2007 года из-за отказа двигателя такая машина, принадлежавшая МВД РФ, совершила вынужденную посадку на Московской кольцевой автодороге. Тогда никто не пострадал. В сентябре прошлого года на машине этой же марки погиб генеральный директор компании "Южкузбассуголь" Владимир Лаврик. А в августе того же года "шестисотый" рухнул между домами в селе Уват Тюменской области. Тогда, к счастью, тоже обошлось без жертв.
- Я не могу сказать, что машина ненадежна, - комментирует нынешний инцидент президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский. - Просто ситуация с малыми воздушными судами в нашей стране уже давно оставляет желать лучшего.
По мнению Заболотского, никакой статистики о количестве частных вертолетов в стране нет. И заниматься проблемами малых воздушных судов никто не хочет:
- Согласно Воздушному кодексу, государственные структуры (а в их число, кстати, входит и РОСТО) не имеют права регистрировать частные борта, а деятельность общественных организаций тем же документом связана по рукам и ногам. Работу аэроклубов кто только не контролирует - и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, и транспортная прокуратура, и ФСБ, и МВД, а конкретно заниматься небольшими вертолетами и самолетами некому. Инспектора получают такую нищенскую зарплату, что владельцы судов за определенное вознаграждение часто получают "добро" несмотря ни на что. Да и система подготовки летчиков полностью разрушена. Чтобы взяться за штурвал того же МД-600, экзамены у пилота должен принимать только профессиональный летчик-испытатель, а их в сфере подготовки летного состава раз, два и обчелся. Сейчас пилотов для таких вертолетов в России начали готовить за рубежом. Но когда они еще у нас появятся?