СЕРГЕЙ БОДРОВ: "ОСКАР" - ЭТО ВСЕГДА НЕМНОГО ЛОТЕРЕЯ"

Эта новость стала настоящей сенсацией: в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" за "Оскар" поборются сразу две отечественные картины: "12" Никиты Михалкова и "Монгол" Сергея Бодрова-старшего. "Труду" доставило удовольствие поздравить двух замечательных режиссеров с этим успехом, сказать им добрые слова. Никита Сергеевич, правда, был немногословен: он в эти дни с утра до ночи работает над картиной "Утомленные солнцем-2", и времени для разговора у него просто не оказалось. А вот Сергей Бодров, которого мы застали на монтаже картины, сумел выкроить для эксклюзивного интервью немного времени. Произошло это, правда, в районе полуночи...

- Сергей, когда вы пять-шесть лет назад приступали к работе над "Монголом", у вас было ощущение, что, подобно герою вашего фильма Чингисхану, вы должны завоевать этой картиной полмира, а может быть, и получить "Оскар"?
- Не скрою, такие планы были. Если бы их не было, то и начинать картину не следовало бы. "Монгол" - махина огромная, сложная. Тысячи лошадей, тысячи статистов, несколько лет тяжелой работы. Лента обошлась в итоге в два раза дороже, чем мы изначально планировали. Так что тут многое было поставлено на карту. Меня иногда спрашивают: а кто вам заказал этот фильм? У русского человека все еще живет в подкорке убеждение, что кто-то должен кому-то что-то заказать. А никакого заказа не было. Мы с Сережей Сельяновым (известный питерский продюсер, друг и партнер Бодрова) - люди независимые. Просто была давняя идея снять кино про мальчика, который становится Чингисханом. Это имя вызывает сегодня интерес во всем мире. Для России и для Запада это имя - жупел, для Востока он национальный герой, божество. Хотелось понять и тех, и этих. И сделать фильм, который посмотрит весь мир. Это была такая война, которую непременно надо было выиграть.
- Это получилось?
- Получается. Мир картину еще не увидел, но, надеюсь, увидит. У нас в этом году начинается широкий показ "Монгола". Картину уже купили 30 стран: Германия, Франция, США... Причем это не ограниченный, или, как еще говорят, артхаусный, а широкий показ в больших кинотеатрах.
- Номинация на "Оскар", наверное, подстегнет этот процесс...
- Безусловно. Уже через пять минут после того, как были объявлены номинанты, со всего мира ко мне пошли звонки, электронные письма. В мире, особенно в Америке, внимательно следят за такими вещами. В США у нас серьезный прокатчик, это для него определенный сигнал.
- Ваша картина представлена на "Оскар" от Казахстана. Почему не от России, Германии, Монголии, которые активно участвовали в создании фильма?
- Во-первых, Казахстан внес действительно большой вклад в этот фильм. Съемочная группа и каскадеры были из Казахстана. Моя помощница Гука Омарова хороших актеров в Казахстане нашла. А кроме того, я в Казахстане в свое время начинал как сценарист и режиссер. Там ко мне хорошо относятся, любят меня. Так что это нормально, что "Монгол" в данном случае представлен от Казахстана. Хотя вклад России, в частности Сережи Сельянова, в картину огромен.
- Скажите, то, что вас знают в Голливуде, помогло картине попасть в номинацию?
- Перво-наперво помогла себе, если так можно сказать, сама картина, ее уровень. Не скрою, из голливудского закулисья проникают разные вести, слухи. Тем более что на "Монголе" работали люди, тесно связанные с Голливудом. И у нас было ощущение, что картина попадет в номинацию. Но "Оскар" - это всегда немножко лотерея. И пока не получишь в руки статуэтку, лучше об этом вовсе не говорить. Но, конечно, некоторая моя известность в Голливуде делу не мешает. И мой "Кавказский пленник", если помните, был в свое время номинирован на "Оскар", и фильм "Восток-Запад" Режиса Варнье, где я был одним из сценаристов, тоже попал в номинацию. В Голливуде помнят такие вещи, и это помогает. И мне, и Никите Михалкову, который в 1994 году получил "Оскар" за "Утомленных солнцем".
- Вы с Никитой Михалковым находитесь, насколько я знаю, в приятельских отношениях. А теперь поневоле стали соперниками. Скажите честно, вы готовы порадоваться, если победит он?
- Мы еще посмотрим, кто победит. Конечно, хочу победить я. Это вам сейчас честно отвечаю. Но если победит Никита, у меня не будет злобы, это точно. Мы с Михалковым действительно находимся в хороших отношениях. Я независимый человек, мне от него ничего не надо. Ему от меня - тем более. Жаль, что нас невольно столкнула судьба. Но что поделать - наши картины практически одновременно вышли в прокат. Лучше было бы развести их по времени. Что ж, будем конкурировать, хотя от нас уже мало что зависит. Мы друг друга, во всяком случае, поздравили с выходом в номинанты. Я отдаю себе отчет, что Михалков - это классик. В моем личном списке любимых картин есть и его ленты. Что тут еще добавить? Картины остальных номинантов, в том числе и фильм Анджея Вайды "Катынь", я не видел. Но, говорят, компания подобралась приличная.
- И последний вопрос: зрителям ждать фильма "Монгол-2"?
- Это будет зависеть от проката первого "Монгола". Но, надеюсь, что продолжение все-таки будет. Пока все, с кем удалось поговорить, ждут этого.
- Уже есть сценарий?
- Сценария пока нет. Но историю я придумал очень хорошую...