Кинокапустник про олимпийские подвиги

Успех «Легенды № 17» фильму «Чемпионы» не грозит. Почему? Давайте разбираться

Вчера в широкий прокат вышел фильм «Чемпионы» — премьера, приуроченная к Олимпийским играм в Сочи. Однако успех «Легенды № 17» этой ленте вряд ли светит — она ближе к набившим оскомину «Елкам» и «Мамам». Почему же такой важный и достойный повод, как Олимпиада, нашими киношниками отработан в тривиальном ключе?

«Победы, которые у нас уже есть», — гласит слоган «Чемпионов». На экране — полные драматизма сюжеты из жизни наших прославленных спорт-сменов. Конькобежка Светлана Журова возвращается в большой спорт под обидные выкрики «Пенсионерка!» и на Играх в Турине добивается сенсационного триумфа. Фигуристка Елена Бережная после тяжелой травмы обретает второе дыхание и с Антоном Сихарулидзе побеждает в Солт-Лейк-Сити. Юная сноубордистка Екатерина Илюхина боится толпы, но сохраняет уверенность на олимпийской трассе и завоевывает первую медаль в новом для нас виде спорта. Биатлонист Николай Круглов-старший продает свои награды ради спортивной карьеры сына, и тот оправдывает надежды, после чего выкупает на аукционе медаль отца...

Каждая из этих пронзительных историй сама по себе тянет на полнометражный фильм. В духе той же нашумевшей «Легенды № 17» — патриотической, гуманистической, а главное, художественно убедительной ленты. Авторы «Чемпионов» пошли по другому пути, объединив пять сюжетов в одном фильме. Благо опыт подобных киносборников «по специальному случаю» накоплен немалый. Близится Новый год? Смотрите «Елки». А к 8 Марта идите на «Мам»... Но Олимпиады у нас случаются не каждый год. Чем не повод для Министерства культуры и Фонда кино слаженно сработать и поддержать хорошее отечественное кино на достойную тему. Но что-то замкнуло в этом механизме, и на выходе зритель получил обыкновенный коммерчески-развлекательный продукт. С множеством звезд (Светлана Ходченкова, Алексей Чадов, Константин Крюков, Екатерина Климова, Татьяна Арнтгольц), но с неизвестными телережиссерами — в их рядах оказался актер Дмитрий Дюжев, успевший засветиться в этом качестве на съемках упомянутого киноальманаха «Мамы». Немудрено, что от результата повеяло клюквой в сахаре.

Бюджет «Чемпионов» составил 70 млн рублей. Часть из них выделил Фонд кино. Который, кстати, поддержал и другую «олимпийскую» картину — «В спорте только девушки», которая выйдет на экраны двумя неделями позже «Чемпионов». Никаких реальных историй, вместо них — банальный травести-сюжет: три любителя-сноубордиста попадают в передрягу и внедряются в женскую сборную по сноуборду. И даже что-то завоевывают. В главных ролях — артисты кинокапустников и ситкомов: Александр Головин, Илья Глинников... Режиссер Евгений Невский — тот, что снял сериал «Интерны».

Конечно, снимать хорошее кино о спорте непросто. Тут нужны профессионалы. Но, как показала «Легенда № 17», они у нас все-таки есть. Бюджеты «Легенды» и «Чемпионов» тоже сопоставимы (на первую ленту ушло даже в полтора раза меньше, чем на вторую). А если вспомнить, что государство на Олимпиаду не поскупилось, то понятно: на яркие проекты деньги бы нашлись. Так чего же не хватило?

Впрочем, проехали. В графе «олимпийское задание» галочку поставили? Можно и к 8 Марта готовиться.