ВСЕ КАК У БОЛЬШИХ, НО ТОЛЬКО МАЛЕНЬКОЕ

Устав от бесконечных информационных войн между крупнейшими телеканалами, от потоков грязи и лжи, которыми они поливают друг друга и стоящих за ними политиков и олигархов, я пользуюсь безотказным средством, которое горячо рекомендую всем, кто, как и я, страдает от нынешнего телевизионного беспредела.

Средство такое: когда домашний экран уж слишком "достает" меня, я переключаюсь на "малотиражные", далекие от большой политики каналы. Кайфую, наблюдая за гораздо более симпатичными мне схватками на зеленом газоне между командами английской футбольной Премьер-лиги. Слушаю превосходную джазовую музыку классиков этого жанра. Наслаждаюсь постановками оперных спектаклей на сценах лучших в мире театров.
Еще недавно выбор программ, способных утешить человека, объевшегося политикой, был велик. Да и самих каналов, показывающих такие передачи, было немало: РЕН-ТВ, ТВ-6, Культура. Сегодня остался разве что последний из названных. Другие включились в конкурентную борьбу на информационном фронте, пытаясь на равных соперничать с такими грандами теленовостей, как "Время", "Вести", "Сегодня", "События".
Обратите внимание: на ТВ-6 и на РЕН-ТВ в течение дня идет по шесть информационных выпусков - ровно столько же, сколько на каналах ОРТ, НТВ или ТВЦ. Причем если, скажем, на Культуре или М-1 новости носят локальный характер - они посвящены событиям, происшедшим в столице или на ниве культуры, - то названные выше каналы силятся охватить все и вся.
К сожалению, одного только желания делать телеинформацию недостаточно. Это только кажется, что любая красивая девушка может вести выпуск телеинформации, а молодой человек, облаченный в дорогой костюм с хорошо подобранным галстуком, способен глубоко анализировать все хитросплетения мировой и российской политики. Легкость, с которой выдвигают на эти сложнейшие должности неопытных журналистов (иногда даже кажется, что и нежурналистов вовсе), вызывает изумление. На крупнейших каналах идут постоянные и трудные поиски тех, кто мог бы не просто читать с телесуфлера написанный кем-то текст, но произносить его от себя - осмысленно, с пониманием сказанного.
Впрочем, что тут говорить о высшем пилотаже профессии, если во многих выпусках не соблюдаются даже элементарные правила вещания. Не раз замечал, как на продолжающие звучать тексты предыдущего сюжета накладывается голос ведущего, перешедшего уже к следующей страничке новостей. В других случаях то мы вынуждены долго смотреть "молчаливую" картинку, то ведущий частит, чтобы успеть прочесть слишком длинный текст. Особенно коробит, когда неопытные ведущие называют одного человека, а на экране в это время мы видим совсем другого.
Не овладев простейшими формами телеинформации, незадачливые журналисты смело берутся за самые сложные. Известно, что признаком солидного телеканала является наличие у него еженедельной аналитической программы, посвященной большой политике. Именно так многообещающе - "Большая политика" - называется субботняя передача РЕН-ТВ. Ее ведущему Николаю Петрову явно не дают покоя лавры Евгения Киселева: он стремится разгадать тайны происходящего в коридорах власти. Правда, в отличие от автора "Итогов", у которого догадки основаны на анализе фактов, тут преобладают фантазии или глубокомысленные констатации, живо напоминающие суждения "пикейных жилетов" из романа Ильфа и Петрова...
Потуги небольших дециметровых каналов соперничать с большими стоят им довольно дорого. Для РЕН-ТВ, к примеру, они обернулись потерей целого ряда превосходных программ. Напомню увенчанный премией ТЭФИ поэтический цикл Евгения Евтушенко, "Конюшню" Юрия Роста, фильмы крупнейшего нашего теледокументалиста Игоря Беляева. Другие известные авторы - Эльдар Рязанов, Леонид Филатов, Владимир Молчанов - в последнее время явно снизили свою творческую активность. Да и выходят в эфир они теперь чаще всего на других каналах: эмблема РЕН-ТВ присутствует там лишь как знак фирмы-изготовителя.
А ведь когда-то эта небольшая телекомпания отличалась звонким, ни на кого не похожим голосом. Поначалу было много интересных заявок, в которых имели место и политические темы. Только они решались по-своему - не в привычной форме информации и еженедельной аналитики. Напомню две программы той поры. Одна из них - "Национальный интерес" Дмитрия Киселева. Ее канал-новичок не удержал в своем эфире. Она и сегодня выходит, но, на мой взгляд, первый вариант был много интереснее: там проблему обсуждала целая студия, а не трое специалистов. Другая - "Объясните простому человеку" Владимира Мукусева: и тут канал, по-моему, ошибся, расторгнув договор с автором после трех месяцев работы.
А теперь вот попытка соперничать с другими каналами в деле, где нужны не только средства, но и кадры, корпункты в разных городах и странах, самая современная телетехника. Этим сегодня не могут похвастать телестудии даже во много крат крупнее РЕН-ТВ.