Похоже на аварийное катапультирование

Из РКК «Энергия» в S7 Space ушли сразу шестеро специалистов, занимавшихся испытаниями пилотируемого корабля «Федерация»

В Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» кадровое ЧП: сразу шестеро специалистов, занимавшихся наземными испытаниями будущего перспективного пилотируемого корабля «Федерация», покинули прославленное предприятие и перешли в частную космическую компанию S7 Space, которая не так давно приобрела плавучий космодром «Морской старт».

Среди «перебежчиков» и заметная фигура в отрасли — космонавт-испытатель Марк Серов, еще недавно занимавший должность заместителя руководителя Научно-технического центра (НТЦ), начальника летно-испытательного отдела РКК «Энергия». Это не единственная кад-ровая потеря ведущего российского ракетно-космического предприятия, головного по пилотируемым космическим системам.

В ноябре прошлого года в S7 приступил к работе на должности главного конструктора Николай Брюханов, специалист экстра-класса, имеющий огромный опыт в разработке космических кораблей. В РКК «Энергия» он занимался проектом «Федерации». А ранее руководил проектными работами по строительству российского сегмента МКС, созданию многоразовой космической транспортной системы «Клипер», марсианского пилотируемого комплекса, пилотируемой техники для лунной программы. Из «Энергии» он ушел на пенсию в начале прошлого года. И это был тревожный сигнал, потому что специалисты столь высокого класса на пенсию в 60 лет просто так не выходят.

Чуть раньше, в сентябре 2018-го, в S7 перешел из «Энергии» другой талантливый конструктор — Игорь Радугин, возглавлявший работы по созданию перспективного носителя «Союз-5», который может стать первой ступенью сверхтяжелой ракеты. Еще один тяжелый кадровый удар по «Энергии». Сегодня в S7 Игорь Сергеевич занимает один из ключевых постов, являясь заместителем генерального директора по средствам выведения. Причиной своего ухода из РКК, как сообщает РИА «Новости», конструктор назвал бюрократические барьеры: «Реализация негосударственных коммерческих проектов, особенно в условиях частной компании, может проводиться с большей динамикой без необходимости прохождения многочисленных бюрократических процедур по сравнению с выполнением государственных заказов. Это, безусловно, является привлекательной стороной».

О губительном бюрократизме в космической отрасли мне рассказал несколько лет назад заместитель руководителя Научно-технического центра РКК «Энергия», инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса, Герой России Павел Виноградов, трижды летавший в космос: «На бумаге — громадье планов, а на деле — трясина бюрократизма. Быстро реализовать нечто новое и перспективное чрезвычайно трудно. На пути сразу появляется масса преград. Бесконечные согласования. Чиновники, не обращая внимания на расчеты и пояснительные записки, требуют: «Докажите, что предлагаемое новшество даст немедленный результат». Никто не хочет рисковать — буквоедам живется спокойнее. А вот Королев умел рисковать, брал на себя ответственность. Потому мы и полетели первыми. Нынче работаем страшно неэффективно. Система настроена на процесс, а не на конкретный результат...»

После публикации того интервью Павлу Владимировичу сильно досталось. Но ситуация в «Энергии» мало изменилась. Пробиться новому и сегодня очень трудно. Даже обычная технология реализуется со скрипом, вязко, сроки бесконечно переносятся. Некоторые новые проекты или подолгу тормозятся, или вообще кладутся под сукно.

Яркий пример — казалось бы, перспективная концепция многоразового пилотируемого межорбитального корабля «Рывок», разработанная в «Энергии». Презентация состоялась в 2016-м. Сегодня уже китайцы активно занимаются этой темой. А у нас — тишина. Просто отправили в долгий ящик. В той же «Энергии» опасаются: а вдруг «Рывок» станет конкурентом «Федерации» из-за того, что проект будет во много раз дешевле и реализовать его можно быстро? Возможно, корабль «Рывок», который очень пригодится для полетов к будущей окололунной станции, построит какая-нибудь частная компания...

В этих условиях стоит ли удивляться оттоку квалифицированных кадров из ракетно-космических предприятий? Вот и нынешний коллективный демарш испытателей, дружно покинувших РКК «Энергия», свидетельствует о том, что не все ладно в датском королевстве. Между прочим, и в течение 2018 года из «Энергии» уходили специалисты. Речь, подчеркнем, не о привычных ротациях. Опытные работники уходят из крупнейшего, казалось бы, стабильного, с замечательной репутацией, старейшего предприятия, где был создан и первый космический спутник, и первый космический корабль. Уходят в неизвестность — в частную фирму, которую может ждать как успех, так и неудачи.

Сделают ли наконец надлежащие выводы в «Энергии» и Роскосмосе? По силам ли это нынешним руководителям? Вот в чем вопрос...