Новости
Главная Культура 00:43 24 Марта 2011 3970
Алексей Гуськов: «Еще и не жил в свои 50 с лишним, а все работаю, работаю...»
Известный российский актер — «Труду-7»
Анжелика Заозерская

— Почему в России любовь сравнивают с овощами: «Любовь-морковь», «Любовь не картошка», «Прошла любовь, завяли помидоры»?

— На смешной вопрос надо искать смешной ответ. Но почему-то овощная любовь наводит на печальные размышления. А как это ассоциируется в чужих языках? У американцев есть выражение «Упасть в любовь», но это, видимо, что-то сломать надо. Ваш вопрос буду теперь всем задавать — может, получу ответ. Считайте, что у вас приоб-рел вопрос.

— Зачем вам понадобилось участвовать в третьей части комедии «Любовь-морковь»?

— Вас смущает, почему я пошел в третью «Любовь-морковь»? Может, потому, что повелся на правило «найти своих и успокоиться»? Но если серьезно, то с огромным уважением отношусь к компании, производящей «Любовь-морковь». Им удается делать внятное кино и собирать хорошую кассу. А значит, есть надежда, что картину посмотрят не только сами производители и их семьи. Мне близки амбиции одного из продюсеров Рената Давлетьярова — делать качественное зрелищное кино.

Для этого прилагается — знаю как продюсер — большое количество усилий. Если зритель проголосовал за вторую «Морковь» (в ней злодейку играла супруга Алексея — актриса Лидия Вележева. — «Труд-7»), то есть большая вероятность, что он пойдет и на третью. А римейки в наше время — самый излюбленный жанр, или, простите, ходовой товар. Все последние громкие премьеры, музыкальные или кинематографические, — это старые темы, перепевы...

Не знаю, с чем это связано. Яркий тому пример — голливудский фильм «Турист» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом — калька, только с голливудским размахом, французского фильма «Неуловимый» с Софи Марсо и Иваном Атталем. Люди находятся в колоссальном информационном пространстве, в котором все валится на них невероятным образом, и никому не интересно мучиться над выбором, какое, в частности, кино посмотреть. Как правило, идут на проверенное, знакомое, понятное.

— Ренат Давлетьяров снял молодежную комедию уже в качестве режиссера с рабочим названием «Мы — одна семья». Не пора ли и вам взяться за режиссуру?

— Стал бы писателем, да заднее место устает.

— Но вы же написали пьесу «В лесу» по мотивам прозы Леонида Андреева, которая шла на сцене Театра на Малой Бронной? А вот до режиссуры никак не дойдете?

— Вот и устает заднее место. Режиссура — это другая природа темперамента. В лучшем случае режиссер тратит на фильм целый год. И это иная степень ответственности, не такая, как у актера. Хорошо еще, когда режиссер и продюсер в одном лице, и упражняется он на собственные средства. Нет, мне достаточно продюсерских опытов раз в три-четыре года. А чтобы я взялся за режиссуру, должно быть такое стечение обстоятельств, когда совпадают материал, желание, время, деньги. У меня ведь еще театр, преподавание в Школе-студии МХАТ. Если осмотреться, то я еще и не жил все 50 с лишним лет, а все работаю, работаю, работаю:

— В последние два года помимо фильма «Любовь-морковь-3» у вас очень интересные актерские работы — и в экранизации «Белой гвардии», и участие как сопродюсера и исполнителя одной из главных ролей в российско-немецком проекте «Четыре дня в мае».

— Картины пока не вышли, так что посмотрим. Что же касается работы в «Белой гвардии», то я получил огромное удовольствие от общения с режиссером Сергеем Снежкиным. На мой взгляд, в этой картине получилось удивительное совпадение материала Булгакова и взглядов на жизнь, мир Сергея Снежкина. У Булгакова, как у любого классика, очень непростой язык. Честное слово, я не изменил ни одного слова, не сделал ни одной лишней паузы и вообще текст не подминал под себя. Я пытался канонически и в то же время по-современному сделать капитана Малышева.

— Сложнее языка Андрея Платонова для кинематографа, пожалуй, нет ничего. Как продюсер и исполнитель главной роли вы рискнули экранизировать рассказ писателя «Возвращение» (фильм «Отец»). Среди ваших достижений — и экранизация «Палаты номер 6» — фильм «Доктор Рагин». А вот Булгакова не было в вашем творчестве до «Белой гвардии». Хотя Булгаков учился в Киеве, как и вы.

— Ну учился я в Киеве, и что? Учился и учился. Не знаю, почему не было в моей жизни Булгакова. Да и не могу назвать себя и страстным любителем классики. Если классическое произведение подразумевает разговор актуальный, злободневный, только в этом случае пытаюсь донести его до зрителя. Хотя на сегодняшний день я больше люблю придуманные современные истории. А вот чтобы подняться в такой истории до классического обобщения — это и есть высший пилотаж. Современность всегда интереснее любого классического произведения, иначе то и дело ставили бы Софокла, Аристофана и Шекспира.

— Во французском фильме «Концерт» современная история как раз достигает высот классики. После замечательного финала, когда у вашего героя-дирижера получается невозможное, приходит мысль: а может, было бы правильно, если бы миром руководили великие дирижеры, например Валерий Гергиев или Лорин Маазель?

— Это абсолютно невозможно, никогда такого не будет. Власть — слишком циничная, холодная история. А в наше время власть — это бизнес. Если художник обретает веру в свое право, то он, конечно, ломает стены, как это удалось сделать моему дирижеру в фильме «Концерт». Это утопия, что страной могут управлять художники и ученые. Страна состоит, грубо говоря, из жильцов, думающих прежде всего о хлебе насущном. В последнее время у меня почему-то печальный взгляд на все человечество и цивилизацию в частности. Человек все больше и больше представляется мне животным.

— Но в вас же хватает оптимизма преподавать молодым людям актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, играть новые роли, продюсировать фильмы?

— А что делать? А иначе надо, как в рассказе Чехова «В Москве», где первая фраза: «Я — московский Гамлет» и герой все время ноет, ходит по домам и везде говорит: «Какая скука, ну какая гнетущая скука». Нет, я делаю свое дело, которое мне нравится. Возможно, это мой способ от всего спрятаться. Поэтому, кстати, в последние годы я очень мало общаюсь с прессой. Считаю, что нового мне сказать нечего, да и все слова — барабанная дробь. Я не вписываюсь в шоу-бизнес, в систему развлечений, а продолжаю считать себя штучным актером.

— Есть некое противоречие. Снимались в клипах двух певиц — Любови Успенской и Зары, где изображали суровых мужчин, и опять же роль в фильме «Любовь-морковь-3», а говорите, что в шоу-бизнесе не замечены.

— Когда мне предложили роль в «Моркови», то я сказал: «Ну, если уж есть такой интерес, тогда давайте, я сделаю пассионарного российского идиота». Пассионарный, космический идиотизм — одна из черт нашего национального характера. Это когда вечно второй, малообразованный человек неожиданно становится первым, и ему кажется, что он все правильно делает, что он гений, и в результате всю идею заводит в тупик. Как правило, благую идею.

— Вы по праву считаетесь одним из самых умных наших актеров, что иногда ставится вам в вину. Простите, но это факт. Не скучно ли по-настоящему умному мужчине играть настоящего идиота, да еще с наполеоновскими замашками?

— Я умный? Да ладно вам! Мне вспоминается разговор героев в рассказе Чехова «Дом с мезонином», когда один из них прекратил рассуждения о пессимизме и оптимизме фразой: «Оптимизм, пессимизм? Дело не в этом. Просто у 99 из 100 нет мозгов». Думать, конечно, надо. А сыграть умному, если вы меня таким считаете, идиота — да элементарно! Но я не умный. Такой же, как и все 99 процентов. Возможно, больше читал и два высших образования — техническое и гуманитарное. Много ездил, много видел и пришел к странному выводу, что ездить бессмысленно, ибо по большому счету везде все одинаково. Разве что город от города отличается плотностью асфальта.

— Неужели Рим, где вы любите бывать, первый раз не произвел на вас впечатления чего-то грандиозного, великого?

— Было, конечно, ощущение, что идешь по мостовой и под тобой семь метров культурного слоя. Во Флоренции понимаешь, что мы только придумывали кириллицу, а у них уже был Данте. Красота что-то в тебе будит. А потом на тебя сваливается такой поток информации, и по большому счету ужасной, что все соприкосновения с прекрасным мгновенно стираются, и ты вновь оказываешься в нашем кошмаре. Убил, съел, зарезал, упал — каждый день в эфире. А с другой стороны, кто-то Богу молится, по святым местам ездит — и ощущение полной каши в голове даже неглупого человека.

— В фильме Карена Оганесяна «Неверность» ваш герой-генерал произносит фразу: «Я разработал пять тестов на интеллигентность». Позвольте провести с вами тест: «Вы едете в метро — ну, так вышло — на премьеру фильма, в английском костюме, и рядом с вами садится вонючий бомж. Вы демонстративно отсядете от него или будете терпеть?»

— Уже сложно представить, чтобы я — в метро. Как человек, любящий чистоту, я встану и уйду от бомжа. Не знаю, что такое интеллигентность в наше время. Не хочу об этом думать. Но если бы для роли было нужно, то, скорее всего, пообщался бы и с бомжом.

— Продвигается ли вперед ваш заветный проект — экранизировать «Севастопольские рассказы» Льва Толстого?

— Проект «Севастопольские рассказы» трансформировался. Есть сценарий, режиссер Джаник Файзиев, и есть надежда, что в конце этого лета мы приступим к съемкам.

— Деньги удалось найти?

— Треть бюджета уже есть. К государству еще не обращались.

— А правда, что вы дружите с Люком Бессоном?

— Это громко сказано. Думаю, что с Люком Бессоном дружит только Люк Бессон. Помимо того что он талантливый художник, он еще и великолепный бизнесмен, создавший свою киноимперию практически из ничего. Мне приятно, что после премьеры фильма «Концерт» в Париже я услышал много лестных слов о своей работе от Люка Бессона. Когда Люк бывает в Москве, он звонит мне, и когда есть время, мы с ним ужинаем.

Наше досье

Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в польском городе Бжег в семье военного летчика.

Окончил Школу-студию МХАТ, до этого — четыре курса МВТУ им. Баумана.

Сыграл около 60 ролей в кино, в том числе в сериалах «Турецкий гамбит», «Охота на Изюбря», «Диверсант-2». Продюсер сериалов «Воровка», «Охота на Изюбря» и др.

Женат на актрисе Лидии Вележевой, отец троих детей.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:10 / 03 Декабря 2021 20901
Инфляция: кто виноват?

В разные века правители отвечали одинаково: не мы! И назначали виновных…

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Картина Джона Эверетта Милле «Гугенот в День святого Варфоломея». Фото из открытых источников.

«Из-за уменьшения числа жителей предполагалось изобилие всех плодов земных, но вследствие проявленной людьми неблагодарности они необыкновенно вздорожали» — так средневековый историк Маттео Виллани описал причины...

Беседа с писателем Львом Данилкиным о сущности СССР

Гузель Агишева
Труд
Фото автора

Лет тридцать назад, еще в СССР, художник Сергей Краснов рассказывал мне, как они с коллегами, дурачась, рисовали с закрытыми глазами профиль Ленина. Рука шла сама, поскольку халтуры подобной было делано-переделано. Тот рассказ...

Культура 00:03 / 24 Декабря 2021 17010
Дикие танцы

Их в 2021-м демонстрировали и артисты, и зрители, и государственная политика

Алексей Мажаев
Труд
Прижав прижав лично Моргенштерна, власти лишь подхлестнули популярность его песен. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Еще год назад имя Моргенштерн было диковинным для большинства любителей популярной музыки. За считаные месяцы рэпер успел стать едва ли не самой обсуждаемой персоной нашего шоу-бизнеса, выпустить два альбома, получив за каждый...

Знаменитый актер – о том, зачем нам кукольный театр, сказки и мир во всем мире

Анна Чепурнова
Труд
Евгений Цыганов впервые в жизни сыграл главную роль в кукольном спектакле. Фото предоставлены Театром имени С.В.Образцова.

В Театре кукол им. С.В. Образцова поставили спектакль о его создателе, у которого в этом году юбилей — 120 лет со дня рождения. Представление «Я — Сергей Образцов» —...

Культура 18:01 / 25 Декабря 2021 16194
Знай наших

Netflix планирует снять сериал о русской мошеннице

Труд
Актриса Джулия Гарнер. Фото: © Clemens Niehaus/Geisler-Fotopres, globallookpress.com

Netflix намерен снять сериал о жизни Анны Сорокиной. Ее имя стало известно два года назад, когда бывшая россиянка была задержана в Нью-Йорке по обвинению в мошенничестве. Девушка, представляясь Анной Делви и выдавая...

Подводим итоги киногода. Их трудно назвать утешительными

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Daniel Karmann, globallookpress.com

В Сети давно бродит хулиганский клип шоумена Семена Слепакова с не теряющим актуальности зачином: «Это был тяжелый год. Был он тяжелей, чем тот». По ходу незамысловатого опуса Слепаков воодушевляется надеждами...

Чувство ностальгии в новогоднем эфире не ослабевает с годами

Сергей Беднов
Труд
Скорее всего в Новый год зрители увидят уже знакомые лица. Фото: © Vadim Tarakanov, globallookpress.com

Во вторник, 21 декабря, в студии «Вечернего Урганта», украшенной елками и мишурой, Иван Андреевич предложил своей собеседнице, знаменитой фигуристке, выпить шампанского и произнести нечто подобающее. А как...

Российский актер и продюсер снимет мистический мини-сериал

Труд
Фото: © Anatoly Lomohov, globallookpress.com

Известный российский актер, шоумен, продюсер и основатель компании Sreda Global намерен снять очередной проект о гибели «Титаника». Проект будет осуществляться при участии Эндрю Наннелли, известного нам по хиту Netflix...

В Коломенском – россыпь зимних выставок. И не только в нем

Виктория Рогозинская
Труд
Картину Николая Сверчкова «Катание на Масленице» (1876 год) предоставил на выставку «Русская тройка» Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

Хитрости соколиной охоты, секреты русской тройки, история новогодней елки... О чем только не рассказывают экспозиции, развернутые в знаменитом деревянном дворце царя Алексея Михайловича и поблизости от него. И это...

Беседа с историком Сергеем Беляковым, чья новая книга посвящена поколению сыновей Цветаевой и Ахматовой

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Обстоятельные и занимательные монографии Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», «Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя», «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой» развенчивают...

Завтра – столетие великого актера, клоуна и человека

Сергей Бирюков, Смоленская область – Москва
Труд
Фото: Лев Шерстенников/Russian Look, globallookpress.com

18 декабря в Московском цирке на Цветном бульваре не будет обычного представления. Соберутся только свои — и вспомнят человека, имя которого уже 25 лет как носит эта арена. А с его собственного...

Культура 00:04 / 17 Декабря 2021 10454
Хиты из бункера

Вышла лента о шоу-бизнесе, в котором за тридцать лет не поменялось ничего

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Сергей Жуков в сериале «Евгенич», который идет на телеканале «Пятница!»

Уже неделю идет на «Пятнице!» фильм редкого жанра — «музыкальный ситком». Лента называется «Евгенич»: это не только кличка главного героя, но и слегка модифицированное отчество...

Культура 00:11 / 03 Декабря 2021 10263
Небо. Самолет. Сирия

На экраны вышел спорный фильм, снятый по следам реального подвига

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Это случилось шесть лет назад. В ноябре 2015-го вблизи сирийско-турецкой границы был сбит российский бомбардировщик, выполнявший боевую задачу по уничтожению террористов. Коварный удар по нашему самолету нанес турецкий истребитель....

Из этой суммы четыре миллиарда рублей получит Фонд кино

Фото: Moscow-Live.ru

Российское правительство выделит на поддержку отечественного кинематографа из федерального бюджета 5,5 миллиарда рублей. Как сообщает «Интерфакс», соответствующее поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин. В пресс-службе кабинета...

О музыканте и человеке, который даже в одиночку был сильнее целой индустрии

Алексей Мажаев, Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

В первый день зимы мы прощались с Александром Градским. Это очень странная фраза: перечитываешь ее — и не веришь. Не то чтобы его считали бессмертным — просто привыкли, что он играет...

С прокатом восьмой части популярной кинофраншизы что-то пошло не так

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Внезапно выяснилось, что звездный актерский состав - не всегда залог коммерческого успеха. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны страны вышел вечнозеленый хит предновогоднего проката. Это уже восьмой по счету фильм популярной кинофраншизы, хотя предыдущая картина серии недвусмысленно называлась «Елки последние». Инициатор проекта, продюсер...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?