Главная Культура 13:18 24 Июля 2012 15615
Мария Максакова: Без провинциальной культуры столичная тоже умрет

Свой юбилей известная оперная певица встречает достижениями не только на артистическом, но и на политическом поприще

Сергей Бирюков

Сегодня у известной оперной певицы, продолжательницы знаменитой артистической династии, – юбилей. Красавица Маша – в том возрасте, с которым у артисток принято ассоциировать не столько коллекцию почетных званий и государственных наград, сколько участие в популярных телешоу и эффектные фотосессии в глянцевых журналах, однако в ее активе есть и то и другое. Поработав солисткой «Новой оперы», «Геликон-оперы», Большого театра, в 2011 году она приняла приглашение Валерия Гергиева в труппу Мариинского театра, где поет в операх Моцарта, Оффенбаха, Рихарда Штрауса… А полгода назад Мария прошла в Государственную думу от Астраханской области – родины ее великой бабушки, чье имя и профессию она в точности повторила. О том, как удается сочетать творческие дела с государственными и семейными, – наш разговор.

– Депутатство не оторвало вас от оперной сцены?

– По счастью, нет. За эти полгода я спела премьеру «Сказок Гофмана» в Мариинском театре, за дирижерским пультом стоял Валерий Абисалович Гергиев. Спектакль получился чудесный, праздничный, в нем много «гофманиады» – например, в волшебных нарядах художницы Маши Даниловой. Я пела партию Николауса – друга и неразлучного спутника главного героя, его альтер эго. В отличие от постановок этой оперы в других театрах – никаких купюр, мне достались все три арии моего персонажа… В целом, правда, последние месяцы действительно я пела в опере меньше, чем, допустим, в предшествующие полгода, но это уже зависит от репертуара театра – в прошлом году шло много «моих» спектаклей – и «Ариадна на Наксосе», и «Свадьба Фигаро», едва успевала бежать с дневной репетиции в гримерную – готовиться к вечернему представлению. Скучаю по сцене. В следующем сезоне в плане – постановка «Фауста», у меня – роль Зибеля. Очередная моя «брючная» партия, что-то мне на них в Мариинском театре везет.

– Но донна Эльвира в «Дон Жуане» – уже не «брючная» роль. Как вы, меццо-сопрано, собираетесь петь сопрановую партию?

– Ну, это пока только мое намерение. Однако я уже поговорила на этот счет с Валерием Абисаловичем, и он считает, что я вполне могла бы ее спеть в спектакле, который много лет идет в Мариинском. Она не такая уж высокая – наверху всего лишь си-бемоль. Мне вообще кажется, что самое удачное исполнение этой партии было у Кристы Людвиг (великая немецкая певица – меццо-сопрано. – «Труд»), она поет фантастически свободно, открыто. Я уже вовсю учу с концертмейстером эту роль. А если выйти за рамки Мариинского театра, то 19 сентября у нас с Симфонической капеллой под руководством Валерия Полянского – концертная премьера оперы Александра Журбина «Жизель». 3 ноября спою «Севильского цирюльника» в «Геликон-опере». Также предстоит ряд выступлений за рубежом.

– Еще вы записали полуджазовый альбом.

– Почему «полу» – настоящий джазовый. Сделали его за шесть часов, что для меня совершенно ново: в классике я привыкла к бесконечным дублям, а тут все записалось сходу – с первого, максимум второго раза. Эта «невыносимая легкость бытия» у джазменов произвела на меня большое впечатление. Как здорово – не копаться в мелочах и не ограничиваться жесткими рамками написанного текста.

– Минувшей зимой вы с увлечением говорили о вашем проекте – Детском артбюро «ДА»: поиске талантливых детей по всей стране и открытии сайта, где о них рассказывается, с тем чтобы они нашли поддержку у государства, меценатов…

– Пока проект пошел немного не туда, куда я предполагала. Была создана рабочая группа, которая заменила слово «одаренный» на «высокомотивированный», и она хочет заниматься размещением информации для таких детей о конкурсах, олимпиадах и т.п. Тоже нужное дело, но это не поиск талантов. Одаренный ребенок – очень хрупкое существо, нуждающееся в особом отношении, которое сегодняшнее консумирующее циничное большинство редко демонстрирует. Сколько кропотливого труда требуется, чтобы из искорки разжечь звездочку… Я сейчас нахожусь в переговорах с частными бизнес-компаниями и надеюсь вместе с ними довести мою идею до логического завершения.

– А пока вы прослушали талантливых детей в Астрахани.

– Естественно, с этим краем у меня кровная связь, там корни моей семьи (оперный театр в Астрахани носит имя Марии Максаковой-старшей. – «Труд»). В эти же дни в Астрахани был Денис Мацуев, мне хотелось, чтобы он послушал юных стипендиатов Фонда Марии Максаковой и, возможно, взял их в руководимый им фонд «Новые имена». Кажется, двое из ребят его заинтересовали.

– Вы с Мацуевым не воспользовались возможностью выступить дуэтом?

– Мы давние друзья, я была в 7-м классе ЦМШ, когда Денис пришел в 9-й (родители привезли Дениса из Иркутска на учебу в Москву в 15-летнем возрасте. – «Труд»). Это, пожалуй, вообще самый одаренный человек, которого я видела в своей жизни. Иногда в порядке шутки мы устраивали совместную импровизацию. Но до выступления на концерте дело не доходило. Не знаю, в какой степени ему интересна роль концертмейстера. Как знать, может, в дальнейшем… Во всяком случае мой джазовый диск он взял послушать.

– Став депутатом, много ли друзей вы на этом потеряли?

– Ни одного. Скорее наоборот, приобрела ряд новых если не друзей, то знакомых – в том числе тех, что в интернете негативно оценивают мою деятельность. А что касается, например, таких людей, как Владимир Спиваков или Дмитрий Бертман, то мое общение с ними приобрело новую форму – в рамках совета по культуре при спикере Госдумы Сергее Нарышкине. Когда Сергей Евгеньевич в отведенные ему регламентом пять минут выступления сказал, что задумал создать такой совет, я испытала большую радость: это говорило о понимании им важности культурной проблематики. И он его действительно создал в сжатые сроки. Возлагаю на это образование огромные надежды, оно многое может сделать для устранения ошибок в законодательстве – таких, например, как в часто поминаемом недобрым словом ФЗ-94 (закон, согласно которому любой проект государственной организации должен пройти конкурс, что часто приводит к абсурдным ситуациям: например, театр не может впрямую позвать на постановку желаемого режиссера. – «Труд»). Поддерживаю Спивакова в его предложении – отменить обязательный 20-летний стаж для присвоения почетного артистического звания. Те, кто в президентство Дмитрия Медведева готовил его указ об этом стаже, видимо, хотели отсеять эстрадных звездочек-однодневок, но в итоге пострадали балетные танцовщики, чей профессиональный век полностью попадает в этот промежуток, да и оперные певцы и представители других артистических специальностей тоже… Мне кажется, человека надо поощрять в зените творческих возможностей, а не тогда, когда он истанцевался и испелся. Это же не генеральское звание, которое надо высиживать… Но одновременно надо улучшить работу наградных отделов, повысить квалификацию их работников, чтобы они давали звания действительно достойным исполнителям.

– В Думе бог знает сколько лет валяется проект закона о меценатстве…

– Я им сейчас серьезно занимаюсь. Но наш подход совершенно иной, чем у тех, кто его писал 15 лет назад. Там текст небольшой, в основном сводится к тому, что меценат должен быть поощрен признанием… Я предложила конкретный путь – из прибыли, с которой берется налог, вычитать сумму меценатских расходов. Тем самым мы бы пошли навстречу бизнесу, одна из всегдашних головных болей которого – в законных рамках минимизировать объявляемую прибыль, чтобы сократить налог. Другое дело – как отсечь возможные злоупотребления, когда, допустим, на «благотворительный» взнос создается фирма, якобы занимающаяся театральным делом, в реальности ничего не делающая, а лишь через хитро устроенную структуру и офшоры переводящая деньги в частные карманы. Сейчас мы ведем переговоры с Минфином и Федеральной налоговой службой о предельном проценте или сумме, на которую юрлицо, осуществляющее меценатство, могло бы уменьшать свою облагаемую налогом прибыль (что касается физических лиц, они у нас не сильно ограничены – если хотят заниматься благотворительностью, инструментарий большой). Конечно, надо прописать и меры контроля за целевым расходованием средств. Надеюсь, все это подвигнет богатых людей к поддержке культуры, ведь бюджетных средств, выделяемых на госпрограммы, не хватает, особенно это касается периферии – театры, оркестры в небольших городах задыхаются, им не хватает исполнителей, зарплат. А если не будет провинциальных оркестров, не будет базы и для столичных коллективов, замрут филармонии, всемирно знаменитые оперные и балетные театры…

– Когда ждать готовый проект?

– В осеннюю сессию мы его, безусловно, внесем, и он пойдет по профильным комитетам, ведомствам, откуда мы потом получим отзывы…

– Маша, но ваша деятельность в Думе, хочешь не хочешь, не ограничивается сферой культуры. Наверняка многим вашим друзьям из артистического мира не нравятся те жесткие законы против участников митингов или получателей иностранных грантов, за которые вы голосовали.

– Во всех странах во все времена государство, неся ответственность за безопасность общества, ограждало себя от радикализма и экстремизма. То, что у нас эта часть законодательства не была прописана, – упущение. Возможно, просто нужды не было: гражданская активность в стране была ниже, и Россию не так еще охватили негативные веяния извне – может, их источники в тот момент были заняты революциями в других странах и с разной успешностью реализовывали там свои программы. Очень не хочется, чтобы и наша страна стала плацдармом для отработки «оранжевых» технологий.

– Вы всерьез верите, что такие планы существуют?

– Это действительность, верим мы в нее или нет. Все ли организации, получающие деньги из-за рубежа, являются иностранными агентами? Надо просеять решето, но то, что в итоге таковые будут выявлены, несомненно. Очевидно, что никому за рубежом мощная российская экономика – именно экономика, а не сырьевой комплекс – не нужна. В рамках этой экономической борьбы цель наших противников оправдывает средства. На примере соседних стран можно пронаблюдать эти процессы, и они во всех случаях приходили к ухудшению экономического положения… Нашу страну оберегал и оберегает от подобных потрясений сильный лидер, который за все годы руководства никогда не прибегал к репрессивным мерам. Убеждена, что ограничение каких-либо свобод ни в коем случае не будет самоцелью политики Владимира Путина. Он прекрасно понимает, что оппозиционные демагоги не упустят возможности попиариться на этом, но идет на действия, о которых вы сказали, ради сохранения конституционного строя и государственной целостности. Ради нас с вами. А что касается мнения моих коллег, друзей, знакомых – я любому, вот как вам сейчас, всегда охотно и подробно изложу свою позицию. Я всегда высоко ставила либеральные ценности, вхожу в либеральную платформу «Единой России».

Обязательно анализирую, насколько какая-то инициатива ущемляет личные права и свободы. С моей точки зрения, недавние изменения в законодательстве никому из тех, кто не стремится к переворотам, не мешает. А история учит: самое страшное и кровавое, что только может быть в нашей стране, – это революция, не дай Бог в каком-то виде ей повториться.

– Давайте к более приятным темам. Я прочел, что ваш сын Илюша выступил в качестве солиста-пианиста на концерте в Астрахани, сыграл с оркестром «Марш» Прокофьева.

– Это, конечно, шикарно, я гордилась так, что потом прослушала запись не знаю сколько раз. Но за этим – от 2,5 до 3 часов ежедневно за роялем, в том числе сейчас, на отдыхе, у моря, куда вы мне позвонили. Каждый матрицу собственного воспитания проецирует на своих детей. Меня воспитали вот так – «ни дня без строчки». Очень надеюсь, что Илья будет мне за это благодарен, как я сейчас благодарна своим родителям. Но борьба по утрам, когда надо садиться за инструмент, идет суровая. Самое главное – Илья видит результаты: ему очень нравится сцена, зачеты и экзамены он, как правило, играет лучше, чем ту же программу в классе, и это меня тоже одушевляет – значит, артистизм в нем заложен. А младшая, Люсенька, сейчас пойдет в класс арфы к Елене Ильинской в ЦМШ. Елена Николаевна очень позитивно о ней отозвалась – в том смысле, что Люсеньке арфа подходит. Посмотрим. Ведь маленькие дети играют на арфе взрослой величины, детских инструментов нет. Когда дочка начала перебирать струны пальчиками, я была шокирована – насколько она маленькая, а арфа огромная.

– У ваших детей есть свободное время или они такие стойкие оловянные солдатики, у которых все расписано по секундам?

– Стараюсь максимально их время организовать. Раньше это лучше удавалось – Илюша был меньше, и я, грешным делом, колдовала с часами, а он, бедняга, не понимал, как получается, что он занимается так долго, а прошел всего час. Сейчас этот прием уже не работает, Илья точно знает свое расписание: работает до четырех часов, а дальше – пляж и прочие приятные дела. В общем, если я их лишаю детства, то не в полной мере. (Смеется.)

– О маме (народная артистка России, знаменитая актриса Вахтанговского театра Людмила Максакова. – «Труд») вы всегда говорите как о самом надежном вашем помощнике. Как она отнеслась к вашему депутатству?

– Она присматривается ко мне в моем новом качестве. Конечно, поддерживает мои мысли насчет меценатства, артистического стажа и прочего.

– Не просит: «Маш, помоги Вахтанговскому театру, Щукинскому училищу»?

– Но депутат же не может влиять на финансовые потоки. И потом, мама очень интеллигентный человек, настоящий аристократ духа – такие люди вообще редко что-либо просят, тем более то, что осуществить малореально.

– Недавно я узнал еще об одном члене вашей семьи. Раньше вы говорили, что у вас нет супруга, теперь на вашем официальном сайте появилось имя гражданского мужа Джамиля Алиева.

– Джамиль давно со мной. Но поскольку официальных сведений о нашем союзе не было, бульварная пресса помещала сведения о моей личной жизни, не соответствующие действительности, что нас с ним очень расстраивало. И мы решили заявить, о том, что есть на самом деле. Почему мы не расписаны – ну пока так. Это же все таинственно и совершается на небесах.

– Но небесам можно помочь.

– Не готова пока прокомментировать вашу реплику. А про Джамиля могу сказать, что он ювелир, сын замечательного музыканта, который вырос в Баку, но играл в лучших симфонических оркестрах разных стран. Последние годы играет в Турции. Его мама – дочь известного иранского революционера, сыгравшего большую роль в восстании 1946 года, когда часть Ирана присоединили к советскому Азербайджану и удерживали полтора года.

– Какое место из виденных вами на земле самое прекрасное?

– Из зарубежных мне больше всего нравятся город Зальцбург и вилла Боргезе в Риме. А из наших – конечно, Санкт-Петербург. Если бы не холодный северный климат, то Риму или Парижу он не уступил бы ни в чем. А по красоте ему, конечно, нет равных во всем мире.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7724
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5441
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4637
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4227
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4212
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?