Поциэнт сазрел

Вот грамматика - фактор естественного отбора или уже нет?

Вечно насупленную соседскую Сашку удалось запихнуть в лагерь. Первые дни родители ждали с напряжением, когда же та объявится дома — сообщить, что там все дебилы и она больше туда ни ногой. Но — чудо! Дочь попросилась на второй поток: у нее там случилась «большая, но чистая любовь», как говорил герой Фарады в фильме. Сашка сделалась улыбчивой, звонкой, научилась говорить неслыханные «мамульчик» и «папочка». Родители чуть с ума не сошли.

Через неделю приехали ее навестить — мало ли чего у этих скороспелок на уме, — а Сашка их ждет у ворот. Настроена решительно: «Домой!»

— А как же мальчик? — недоумевает мать.

— Да ну его! Дурак какой-то, «тебя» пишет через «и»!

Ну что сказать? Молодец Сашка! Парень может быть раскрасавцем, но если в двух словах делает пять ошибок, пусть идет себе дремучим лесом. Хотя так ведь можно и в девках остаться. А за кого прикажете идти, если студенты, будущие журналисты, пишут «генирал» и «через-чюр». Вот что говорит нам доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева:

— Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, имеют по 24-25 ошибок. Ну что такое, по-вашему, «рыца»? «Рыться». Или «поциэнт» («пациент»), «удастса» («удастся»), «врочи» («врачи»), «оррестовать»... Это перлы студентов газетного отделения! Люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут в журналисты, в медики, физики-ядерщики. Это же катастрофа!

Интересно, во что превратятся «поциэнты» лет через пять, на выходе из МГУ? А пока они осваивают в университете азы родной речи, в некоторых головах созрела новация не меньшей разрушительной силы, чем породивший наших грамотеев ЕГЭ: проект, продвигающий «смещение акцента от предметных знаний к универсальным навыкам». Именно такой вектор педагогических исследований был проспонсирован год назад благотворительным фондом Грефа «Вклад в будущее». Его суть изложена в методическом пособии И. Д. Фрумина, М. С. Добряковой, К. А. Баранникова и И. М. Реморенко «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования», изданном на днях Институтом образования Высшей школы экономики. Научный руководитель института и главный идеолог проекта Исак Фрумин — еще и советник министра образования и науки РФ, член экспертного совета при правительстве РФ и прочих высоких собраний. А редсоветом, который творению дал зеленый свет, руководит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Чтобы было понятно, о чем это, приведем цитату из Грефа от мая 2017-го: «Главная задача нынешней системы образования — совершить переход от преподавания знаний к преподаванию навыков». Другими словами, задача, которую он поставил и проплатил, такова: учесть кадровые потребности бизнеса и определить тот минимум информации, что необходим для воспитания «людей одной кнопки». А зачем бизнесу личности с широким кругозором? С навыками-то вместо знаний куда проще управлять людьми! Да и много ли нужно знаний, чтобы обслуживать газовую трубу? Очевидно, не так много, как давала советская школа. Но и сегодняшнее школьное образование, сокрушаются авторы, «не позволяет селективно отбирать учащихся». Тогда как к «следующим ступеням обучения» — к высшему образованию — следует допускать только «отдельных счастливцев».

И где мы уже это слышали — про «служебных людей» с «базовыми компетенциями» и «хозяев жизни»? Кстати, у Эйнштейна, который в школе был троечником, при таком раскладе не было бы шанса подняться выше кассира в универсаме.

И вот фундаментальные знания, предметы и дисциплины заменяются «новой грамотностью», которая делится на «базовую инструментальную грамотность» и «базовые современные специальные знания и умения». Причем «умений» достаточно четырех: читать и писать, считать и программировать. И никаких биологии, химии, физики, астрономии, геометрии, не говоря уже об истории, географии, литературе, философии, астрономии и прочей ерунде. Короче, на выходе получился у господина Фрумина индивидуум, профориентированный еще с пеленок, до конца жизни зажатый в тюрьму базовых навыков, — это ли не мечта нового рабовладельца?

P.S. Включила радио FM, а там писатель вещает о чем-то возвышенном. Банальности, но куда ж без них? Правда, писатель трижды сказал «хозяева» и четырежды «красивейший» и так часто жонглировал выражениями «честно говоря» и «грубо говоря», что я под занавес не понимала, грубо он говорит или все-таки честно.