Долой посредников: около трети автомобилистов могут отказаться от покупки ОСАГО

Россияне ожидают роста цен на автостраховку из-за произвола страховщиков и очередных неоднозначных реформ отрасли

Согласно свежим данным опроса «Дром.ру», свыше трети автомобилистов готовы отказаться от ОСАГО, а 12% уже перестали платить за страховку или перешли на фейквые полисы. Исследование проводилось с 11 по 17 августа, в нём приняли участие 15 тысяч респондентов.

Так, 24% откажутся от оформления страховки в случае двойного подорожания, а каждый десятый собирается покупать поддельный полис. Получается, немногим менее 50% россиян к 2021 году останется без ОСАГО. Больше всего таких отказников в Хабаровском, Алтайском, Приморском, Красноярском, Ставропольском и Краснодарском краях; Югре, а также в Амурской, Тюменской, Омской, Томской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской, Нижегородской, Оренбургской, Воронежской и Кемеровской областях, Башкирии, Татарстане, Хакасии, в Крыму и Бурятии. До 30% жителей перечисленных регионов готовы проигнорировать страховку. 

В относительно «сытых» Москве, Подмосковье, Питере и Ленобласти не купят ОСАГО до 18% водителей.
 

Что раздражает автомобилистов?

«ОСАГО задумывалось государством как социальная услуга — защита каждого автомобилиста от порчи имущества, но из-за алчности страховщиков эта услуга стала токсичной для автомобилистов», - сказал Газете.Ру адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Водителей раздражают навязывание дополнительных услуг, отказы в выплатах, занижение сумм компенсации при авариях. 
 
Из всех видов страхования россияне чаще всего жалуются именно на ОСАГО, гласят данные Центробанка. Регулярные отказы в скидке за безаварийную езду – одна из частых претензий. 
 

Реформа: новый виток

Изменения тарифной системы стартовали ещё в 2014 году. В 2015 году в ОСАГО появился тарифный коридор – страховщики смогли назначать базовую стоимость полиса в определённых границах. Базовый тариф вырос сначала на 40%, а затем и на 20%.
 
А 24 августа вступили в силу очередные поправки в закон об ОСАГО. Коридор ставок расширяется вновь: на 10% - от 2471 до 5436 рублей. Это позволит снизить цены для примерных водителей и крепче наказать лихачей, уверяют в ЦБ. 
 
Также страховщики должны будут учитывать новые сведения о водителе. У последних появятся «риск-профили». Они будут хранить информацию о нарушениях ПДД (без учёта камер), эксплуатации транспорта. При расчёте стоимости ОСАГО категорически запретят учитывать расу, национальность, язык, вероисповедание и должностное положение. Правда, в поле внимания контор ОСАГО попадут возраст и пробег транспорта, наличие телематических средств и даже цвет техники, семейное положение и наличие иной собственности.
 
Многие наблюдатели заподозрили неладное в страховых изменениях. «Пусть вас не смущает его (тарифа – TRUD.RU) расширение вниз. Цены будут только расти. «Вниз» - это дымовая завеса, - пишет в телеграм-канале депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. – В 2015-16 годах мы им уже отпускали этот коридор и цены выросли почти вдвое. Наши деньги похищают либо с участием топ-менеджмента страховых компаний, либо ими самими».
 
Раньше стоимость ОСАГО менялась в зависимости от рода ДТП, а теперь страховщики взяли за критерий нарушение водителя, отметил вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. 
 
Надзорным органам предстоит внимательно следить за страховщиками: тем выгодно повышать, а не понижать цены. Принцип расширения ценового коридора должен быть справедливым, указывает председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков.
 
«Уже известно, что один из факторов, который влияет на изменения тарифа - это цвет автомобиля. То есть цвет автомобиля становится причиной для того, чтобы мне сделали другой тариф. Это с какой стати? А вот так, на наше усмотрение», - возмущается в беседе с Nation News автомобильный эксперт Сергей Асланян. По его словам, расширение тарифного коридора приведёт к дальнейшему удорожанию полисов. Тарифы ОСАГО и так несправедливы. Если водитель очень дисциплинирован, ему просто пообещают до поры не повышать стоимость полиса, говорит Асланян. «А если есть какой-то минимальный повод поднять стоимость полиса, его поднимут», - сказал он.
 
Поддержал расширение тарифного коридора глава движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. Раньше те, кто успешно избегал аварий, оплачивали грехи регулярных участников ДТП. Но ситуация должна поменяться к лучшему, полагает он.
 
Впрочем, нет ничего вернее голосования рублём: данные «Дром.ру» отнюдь не должны вселять оптимизм в головы вечно голодных боссов страховых компаний. Посмотрим, что будет с платежами в дальнейшем.