Фестиваль Питера Гэбриэла впервые приехал в Россию

И задержится у нас еще на год

В минувшие выходные в Пятигорске состоялось знаковое для музыкантов событие: в нашу страну приехал легендарный британский «кочующий» фестиваль Womad, основателем которого является неутомимый Питер Гэбриэл. В российской версии Womad’а погоду делали музыканты постсоветского пространства — Пелагея, «Вопли Видоплясова», Нино Катамадзе, Дживан Гаспарян, Инна Желанная. Однако и зарубежная часть лайн-апа была представлена весьма достойно. Гэбриэл не приехал, но его люди напомнили, что он и в Англии появился на фестивале — своем детище лишь спустя... 17 лет!

Поначалу британские продюсеры, обычно диктующие условия, рассчитывали на то, что музыкантов из бывшего СССР (относящихся к категории local artists) будет процентов 30. Постепенно это число выросло до 70. Но зарубежных выступлений было все равно немало: в середине второго дня на сцену, к примеру, вышел коллектив уникального пакистанца Асифа Али Хана. Он — главная движущая сила суфийского жанра каввали и большая звезда у себя в стране: в честь Али Хана назвали даже марку пакистанских сигарет. Эта музыка по-настоящему захватывает слушателя в плен, чарует каким-то особо крепким восточным способом и не отпускает. Абсолютный колорит. Как, впрочем, и многие другие выступления на русском Womad’е. Народная музыка, переходящая в космическую медитацию — главная «фишка» пятигорского фестиваля, которую, конечно же, поддержали и Желанная, и Катамадзе, и татарская австралийка, звезда World music Зуля Камалова.

Площадку для фестиваля выбрали на окраине Пятигорска, неподалеку от места дуэли Михаила Лермонтова. Погода откровенно подкачала: первый российский Womad прошел под почти непрерывным дождем и при далеко не южной температуре. Закрывавший фестиваль во втором часу ночи Олег Скрипка («Вопли Видоплясова») взмолился на смеси языков: «Шо ж так холодно? Будет у нас бабье лето чи нет?» И подколол «дюже умну, интеллектуальну публику» песней про Махатму Ганди.

Однако, как ни странно, промозглая погода совершенно не сказалась на посещаемости. Публика не просто пришла, а оказалась активной и действительно музыкально подкованной. К примеру, австрийский проект Shantel, который использует балканскую музыку явно не для души, а для кассы, так и не «включил» массовые танцы на поляне. В отличие от столь же развеселых, но куда более «всамделишных» бельгийцев La Chiva Gantiva, внутри которых, кажется, сидит настоящий латиноамериканский «моторчик».

С особой теплотой принимали в Пятигорске кавказских соседей — Нино Катамадзе из Грузии и Дживана Гаспаряна из Армении. Дедушке Дживану, легендарному мастеру игры на дудуке, через пару недель исполнится 85. Держится бодро и моложаво, пожаловал даже на пресс-брифинг, где рассказывал, что «Лайонел Ричи, Гэбриэл, Стинг — я их и не знал никогда. Они сами меня нашли». И вспоминал, как создавал саундтрек для «Гладиатора».

Сет Пелагеи почему-то урезали до 40 минут: очевидно, нужно было «вписать» танцевальный коллектив из Осетии, который полдня совершенно шикарно плясал около пресс-центра. Для себя. Большим успехом у ценителей пользовалась норвежка Мари Бойне — достаточно известная саамская певица. Ее обработки фольклора тут были более чем интересны и уместны.

Ну а место Womad’а в фестивальной карте России лучше всего обозначила Инна Желанная: «Мы всю жизнь мечтали поехать на Womad, а он сам приехал к нам». К чести России, на следующий год кочующий фестиваль задержится в Пятигорске. Кроме того, как стало известно «Труду», продюсеры подумывают еще об одной российской площадке, уже поближе к Москве, во Владимирской области.