Потоком бессмысленных слов смывает остатки культуры

Заметки накануне Санкт-Петербургского международного культурного форума

«Мы занимаемся построением социокультурного пространства с точки зрения трансляции нарративов. Очень важным становится фирменный стиль и тот гайдлайн, который вы формируете для всего образа библиотеки. Мы сейчас работаем прежде всего с нарративом. Выставка может быть создана в парадигме культуры участия...» Вы тоже вздрогнули, прочитав такую ахинею?

Дискуссии «Как создать привлекательный образ библиотеки?» транслирует Санкт-Петербургский международный культурный форум, именующий себя «центральным событием культурной жизни страны». В ноябре он снова пройдет на брегах Невы и, как пишут организаторы, «будет посвящен теме культурных кодов новой реальности». А пока участники разминаются на выездных сессиях в разных городах страны. Процитированное выше выступление приглашенного эксперта Виктории Тарасовой случилось на такой встрече в Сыктывкаре.

Слушатели также узнали, что собственные дети «эксперта в сфере креативных индустрий» читать умеют и начали они с книг Джоан Роулинг. «Вселенная Гарри Поттера — это огромный мир, в котором они существовали десять лет своей жизни. И это было их реальностью». Но время в сутках ограниченно, поэтому, говорит Виктория, «мы не только кого-то окультуриваем, мы начинаем банально бороться за минуты. При этом появляются проекты, которые формируют эту вселенную, базируясь на контексте книги или на контексте музыки... Мне было очень удобно говорить об этом нарративе с детьми. И в эту вселенную затягивают детей, которые не читали Гарри Поттера, и они там начинают бытовать».

Явно не жалея времени слушателей, эксперт заявила с площадки форума: «В условиях ограниченного времени, в условиях того, что пространство смещается, мы почему-то хотим, чтоб человек физически к нам пришел. Мы существа пока телесные, поэтому хотим социального контакта, биологического контакта». И многозначительно добавила: «На самом деле очень важным становится поиск своей идентичности среди нас всех».

Прошу заметить: этот поток сознания — из публичного выступления. Кто не верит, может открыть сайт форума и услышать все это в исполнении госпожи Тарасовой, которая занимается «сценографией и построением социокультурного пространства с точки зрения трансляции нарративов». Рассказывая о петербургской библиотеке имени Крупской, она поведала собравшимся о «библиотечном привидении» и даже его продемонстрировала. На видео появился оживающий портрет старика, который вдруг заговорил молодецким хореем: «Ну-с, и где я очутился? Тьфу, никак не разгляжу. Говорящие коробки и живой картины свет, чую здесь, похоже, есть и выход в интернет? Ах, какая чудо-карта, стоит руку протянуть, и она тотчас покажет древней письменности суть».

Какое отношение вся эта дикая смесь «французского с нижегородским» имеет к культуре, пусть читатели судят сами. По мне, так тут налицо все признаки культурного одичания. Перед нами, заметьте, не библиотекарь — представитель одной из самых уважаемых мною профессий, а эксперт международного форума, который говорит на новоязе «культурных кодов новой реальности». Уж молчу о детях, поглощенных «вселенной Гарри Поттера», куда их заводят продвинутые родители...

Не так давно Международный культурный форум анонсировал «Проект сноса исторического центра Санкт-Петербурга» и привез для этого скандального спикера из Москвы. Что, кроме таких провокаций, нечем привлечь внимание публики? Или надо имитировать культурный процесс «с точки зрения трансляции нарративов» в городе, где на глазах у всех терпят бедствие такие знаковые объекты культурного наследия, как Конюшенное ведомство, консерватория, где разруха поселилась на самых знаменитых исторических набережных и площадях. И ведь умеют!..

Кстати, среди нынешних спикеров МКФ заявлены и преподаватели Высшей школы экономики. Не хотят ли эти уважаемые эксперты своими глазами взглянуть на то, как их ведомство загубило памятник культуры и истории начала XIX века на Васильевском острове? Созданный императрицей Елизаветой Алексеевной в память о героях Отечественной войны 1812 года Патриотический институт, сохранивший свидетельства о служившем здесь Николае Гоголе, об учившемся здесь Данииле Хармсе, благополучно простоял два века, но вмешательства Вышки не пережил. Ровно к 200-летию победы над Наполеоном корпуса начали сносить, перестраивать. И вот сегодня он, разгромленный и заброшенный, тихо погибает в одном из самых заповедных кварталов Третьей линии. Как насчет «парадигмы культуры участия», что бы это ни значило?

Игнорировать самые важные и заметные проблемы культуры Петербурга — отличительная черта проводимого здесь Международного культурного форума. Организованный Министерством культуры РФ, он, видимо, и не мог быть иным. Ведь те же самые чиновники точно так же уже почти год игнорируют поручения президента России о создании археологического заповедника на Охтинском мысе. И уже добрый десяток лет сотрудники Минкультуры отказываются брать под госохрану уникальные исторические находки Русской Трои. Вот бы дискуссию об этом послушать на МКФ! Питерским градозащитникам, депутатам и ученым есть что рассказать о коллективных исках в судах против бездействия чиновников. Но таких спикеров на форуме не видно.

А в это время

Гуляющие по крышам

Писательница, дочь знаменитого поэта Екатерина Рождественская и музыкант Евгений Маргулис погуляли по петербургским крышам. Не по легальным смотровым площадкам вроде колоннады Исаакиевского собора или чердака Главного штаба, откуда открываются захватывающие виды на Петербург, а по кровле жилого дома в экстремальных условиях. Правонарушение свое Екатерина Робертовна зафиксировала на фото и поделилась в соцсетях: «Снова Петербург, снова забралась на крышу, теперь уже крышу «средней сложности». Короткий инструктаж — не шуметь, идти по стыкам, не рисковать, держаться за провода, они безопасные. И... выход, и совершенно неожиданное, абсолютно незащищенное пространство, не думала я, что так вот мы вчетвером (пятый остался на чердаке, стало страшно, повело) пройдем путь без страховки, без стопорящего карниза, на жутком ветру, который, по идее, мог бы снести каждого... Следующий подъем — крыша «высокой сложности!»

Конечно, ей ответили: «Вы, наверное, не в курсе, но подобные нелегальные выходы на чужие крыши подпадают под ряд статей. Хотя дело даже не в этом. Вы нарушаете покой жителей верхних этажей, портите тонкую кровлю и старинную кладку. Это вандализм называется». «Бред какой-то. Не понимает якобы, что провоцирует подростков». «Живу на последнем этаже такой вот черной лестницы. Возмущению нет предела! Шляются по крыше, расшатывают железо, оно течет, квартира в протечках». «Мой приятель живет на канале Грибоедова на пересечении с Невским, последний этаж. Руферы постоянно ломают замки и водят чудиков на крыше. Пока пили чай, кто-то над головами разгуливал и стоял такой грохот, что мы друг друга не слышали. Никаких нервов не хватит».

И еще сотни подобных комментов получила автор публикации. Казалось бы, не грех адекватно отреагировать. Но нет. Екатерина выложила видео с крыши и подписала: «Как красиво! Но лиц этих жестяных осталось совсем мало, они опадают и по частям улетают. Как сохранить, как укрепить, как оставить еще на десятки лет?» Петербуржцы не замедлили с ответом: «Просто прекратите лазать толпами по крышам, выбивать из старинной кладки кирпичи. Так больше шансов для спасения».

А пока МКФ анонсировал, что в 2021 году его мероприятия «будут объединены темой трансформации и взаимопроникновения культуры, городской среды и технологий. Приглашенные эксперты поделятся опытом практического применения искусственного интеллекта, обсудят видеоарт, криптоискусство, сторителлинг, коллаборации и другие явления новой культуры».