Последняя партия экс-королевы шахмат

Что стоит за иском Ноны Гаприндашвили к создателям популярной киноленты?

Нона Гаприндашвили, владевшая титулом чемпионки мира с 1962 по 1978 годы, подала в суд на американскую компанию Netflix, выпустившую телесериал «Ход королевы». Грузинская шахматистка собирается взыскать за нанесенный ее репутации ущерб аж 5 млн долларов. Неужели обида так серьезна?

Хотя почти все персонажи в фильме вымышленные, в последней серии комментатор международного шахматного турнира, проходящего в СССР, говорит о главной героине фильма Бет Хармон (ее сыграла актриса Аня Тейлор-Джой) так: «Единственное, что в ней необычно, — это ее пол. И даже это не уникальное явление для России. Есть же Нона Гаприндашвили, но она чемпионка мира среди женщин и никогда не играла против мужчин». И все. И вот такой, казалось бы, невинной фразы, мелочи оказалось вполне достаточно, чтобы поднимать скандал настолько громкий, что его уже неделю обсуждают СМИ разных стран, и таскать авторов фильма по судам.

«Слова о том, что Гаприндашвили никогда не играла против мужчин, заведомо ложные, а также чрезвычайно сексистские и унизительные... Netflix нагло и сознательно солгал о достижениях Гаприндашвили ради дешевой и циничной цели усилить драму впечатлением, будто вымышленная героиня сделала то, чего не смогла ни одна другая женщина, включая Гаприндашвили. Между тем уже к 1968 году она сыграла с 59 шахматистами-мужчинами (с 28 из них — одновременно в одной игре!), а из них, на минуточку, 10 гроссмейстеров», — говорится в иске шахматистки к авторам фильма.

После этого скандала невольно, но настойчиво напрашиваются аналогия и параллель «Хода королевы» с другим, ставшим знаменитым художественным фильмом на тему спорта — «Движение вверх», вышедшим на экраны в 2017 году. Когда корреспондент «Труда» расспрашивал выдающихся баскетболистов 1970-х, бывших свидетелями и даже участниками тех событий, отзыв он слышал от всех один: «Фильм прекрасный. Яркий, динамичный, демонстрирующий спорт во всей его красе и драматизме. Сама игра на площадке показана со знанием дела. Одно царапает сердце: зачем авторы ленты «Движение вверх» обидели нашего Модю, Модестаса Паулаускаса? Он ведь был не просто одним из сильнейших игроков сборной СССР, но и позитивным, доброжелательным человеком. Не зря его выбрали капитаном сборной в конце 1960-х, и его кандидатура была одобрена большим спортивным начальством. А в фильме его вывели антисоветчиком, да еще и русофобом — насквозь отрицательным персонажем».

Более того, добавлю к сказанному. Уже будучи гражданином независимой Литвы, Модестас Феликсович дважды в неделю приезжал вместе со своим сыном тренировать детей в одном из ближайших к его дому российских городков — Краснознаменске. Это был акт его доброй воли и демонстрация теплых чувств к россиянам. В 2009 году Паулаускаса даже наградили медалью «За заслуги перед Калининградской областью». В общем, у Модестаса был повод обидеться куда серьезнее, чем у Ноны Терентьевны. Тем не менее, посмотрев фильм и поучаствовав в торжественных мероприятиях по случаю премьеры, экс-капитан сборной СССР не то что в суд на создателей фильма — даже в интервью не стал жестко высказываться по поводу «отсебятины» в сценарии.

«Кто станет смотреть сухой рассказ о том, как мы тренировались и играли, готовились к тем незабываемым Играм в Мюнхене? Создатели фильма, понятно, добавили интриги, драматизма, чтобы зритель пошел в кинотеатры. А я, как говорится, принял удар на себя. На самом деле в 1960-70-х я ни разу не пытался остаться за Западе, хотя мы часто с командой приезжали в Европу и США. Хотя бы потому, что я обязан был думать о том, что будет с семьей, если не вернусь. С матерью, отцом, сестрой, братьями... Да и любовь к родине не пустой звук для меня. Не представлял, как можно бросить все и сбежать. Я не хотел уезжать из Литвы ни в Москву, ни в Америку — несмотря на многочисленные предложения», — объяснил свою позицию Палаускас.

Но вернемся к конфликту грузинской шахматистки с создателями фильма «Ход королевы». Корреспондент «Труда» не поленился и посмотрел все семь серий, а заключительную — особо тщательно. Все персонажи там (в отличие от «Движения вверх») вымышленные. Но шахматные партии, которые по ходу фильма демонстрируются, соответствуют уровню игры тех персонажей, которые показаны за досками. Что неудивительно — ведь среди консультантов фильма значится чемпион мира Гарри Каспаров. А вот по части внешнего вида жителей СССР авторам фильма не удалось избежать типичных американских стереотипов. Так, советские граждане 1970-х, в том числе и москвичи, даже в теплое время года наряжены в наглухо завязанные шапки-ушанки и почему-то в картузы дореволюционного образца.

Правда, главный соперник героини фильма — советский чемпион Василий Боргов — ведет себя по-джентльменски благородно. Сама же Нона Гаприндашвили — один из немногих реальных персонажей в сценарии — появляется в кадре всего на несколько секунд, на заднем плане экрана. А весь разговор о ней вмещается в пару фраз. Если бы не этот свежий скандал с ее участием, никто на данный эпизод и внимания не обратил бы.

Слово эксперту

А как видится ситуация из Тбилиси? Вот что «Труду» рассказал грузинский писатель и публицист Георгий ЛОРТКИПАНИДЗЕ, который и в шахматах не чужой человек — он участник и победитель множества любительских турниров.

— Нона Гаприндашвили — талантливая женщина, наша национальная гордость, в 1990-х была официальным лицом независимой Грузии. И теперь играть на ее амбициях и обидах — бессовестная затея интриганов и решивших подзаработать адвокатов. По-моему, запутали ее. Пожилой (уже 80 лет) и уважаемой даме кто-то вкрутил в голову обиду и надежды на крупный куш, который можно сорвать без особых усилий. А тут еще в заявлениях возник политический подтекст: мол, русские угнетали грузин. А саму шахматную королеву, оказывается, гнобили в советское время! Хотя на самом деле Нона всем обязана советской шахматной школе. Ее на руках носили — и в Советской Грузии, и в СССР. Когда она после победного матча за титул чемпионки в 1962 году ехала домой, поезд на всех станциях останавливали — народ собирался приветствовать героиню...

Представляю, как смеялся бы Михаил Ботвинник над заявлениями Ноны, будь он сейчас жив. Что тут сказать? Смешались грязная политика и русофобия. Лично мне вся эта затея вокруг Ноны Терентьевны кажется абсолютно бесперспективной.