Штрафы не помогают. Пора сажать?

Власти ищут управу на незаконных мигрантов

«Я поддерживаю инициативу об усилении ответственности работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, вплоть до уголовной», – заявил глава российской миграционной службы Константин Ромодановский. Работодатели чиновника услышали, но не испугались.

По словам руководителя ФМС, административные штрафы, которые нынче грозят работодателю за нелегальных работников, не действуют. «С начала года сотрудники ФМС уже оштрафовали 5,6 тысячи таких горе-работодателей, причем 40% из них – в Моск­ве. Каждый штраф составил от 200 тысяч до миллиона», – посетовал глава ФМС. А толку нет.

Вопрос: почему везде штрафы действуют, а там, где трудятся гастарбайтеры, нет? Например, в самой трудной для россиян сфере взаимоотношений с ГИБДД с повышением размера штрафов за нарушение ПДД только в нынешнем сентябре число дорожных нарушений водителями снизилось на 19,5%. Как заявляет Госавтоинспекция, снижение зафиксировано практически по всем основным статьям КоАП.

А ведь ФМС штрафует (может штрафовать!) на гигантские суммы, не сопоставимые с «дорожными». Один лишь миллион, уплаченный работодателем, нарушившим закон, лишает его дохода от эксплуатации многих десятков гастарбайтеров. А если платить по миллиону придется ежедневно или хотя бы еженедельно, стоит ли овчинка выделки?

Но, кстати, по миллиону платят только «непуганые новички». Большинство работодателей находят обходные пути. «Например, выявлены на предприятии нелегальные мигранты, – рассказывает Ромодановский. – Если виновата компания, придется заплатить серьезные деньги. Поэтому руководители договариваются с одним из своих менеджеров, который объявляется виновным. Тогда штраф – всего 30 тысяч рублей. Работодатель их менеджеру компенсирует. Русский народ находит выходы из положения…»

То есть народ знает, а чиновник не знает. Или не умеет. Или не хочет.

«У ФМС мало людей», – приводит еще один аргумент глава службы. По линии миграционного контроля в России работают всего 5 тысяч человек. В Москве – около 300. Если учесть, что в столице не менее 3,5 млн трудовых мигрантов, из которых подавляющее большинство – нелегалы, каждый инспектор миграционного контроля должен приносить ежедневно в свой офис огромные деньги. Увы, не приносит. Или не делится?

Раньше это сходило с рук. Теперь от ФМС требуют действий. Но взамен служба предлагает простым росчерком пера перевалить эту ношу на правоохранительные органы: объявить незаконный найм мигрантов уголовным преступлением. И все: из сферы деятельности ФМС эти правонарушения немедленно переходят к полиции, прокуратуре, судам и так далее. А что изменится?

Учтем, что на организацию миграционного контроля федеральная казна уже потратила немалые средства. И даже есть результат. «У нас пять лет работает информационная система, которая достаточно эффективно и объективно отражает реалии сегодняшнего дня, – говорит Константин Ромодановский. – Мы знаем, сколько граждан, из какого государства, в каких регионах России находятся. Несколько сложнее с Москвой. Мы фиксируем въезд в столичный регион, а здесь, с учетом межрегиональной миграции, довольно сложно определиться по точному количеству иностранцев: сколько из них находится в Москве, а сколько в области. Жить же можно в одном месте, а работать в другом. Расстояния небольшие…»

«Приезжая сюда и растворяясь на территории России, эти люди ищут работу, и эту работу им кто-то дает, – продолжает глава ФМС. – Сейчас, если рейды будут последовательно продолжаться, мигранты разбегутся. Стройки в Москве останутся без рабочих, многие другие сферы тоже…»

Но здесь хочется задать вопрос: а если пересажать всех работодателей этих мигрантов, стройки не остановятся, другие сферы тоже?