А ОСАДОК ОСТАЛСЯ...

Бывает же такое! Первый канал пообещал показать передачу про Александра Абдулова 12 ноября в 22.30. И показал. Но ровно неделю спустя. То же произошло с фильмом под интригующим названием "Как избавиться от мужа-тирана". Почему все так легко это перенесли? Журналисты заподозрили в этом гримасы контрпрограммирования. Зритель поначалу опешил, а потом успокоился: лучше позже, чем никогда. Но, как говорится, осадок-то остался. Впрочем, не только от этого.

ПРИЯТНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ
Вот радость-то: мы на Евро-2008! Только радость эта не светла...
В среду болельщики и просто патриотично настроенные граждане имели редкую возможность пощекотать нервы: нечасто же так бывает, что судьба родной сборной решается одновременно в двух матчах.
Но поначалу настроение у зрителей было минорным. Почему-то вся новейшая история отечественного футбола проходит под знаком вычисления раскладов, при которых наша сборная или наши клубы получат минимальный шанс куда-то попасть. Не добившись своей игрой внятного результата, начинаем гадать: вот если те выиграют у тех, а эти проиграют тем с таким-то счетом, то тогда еще может что-то получиться. Но, увы, почему-то никогда и ничего не получается. Иногда даже возникает ощущение, что где-то есть футбольный бог, которому мы просто не нравимся.
Крайне интересно будет посмотреть на рейтинги двух трансляций. Если зрители предпочли матч с Андоррой, значит, из последних сил все-таки еще верили в наш футбол. Если же в массе своей болели за хорватов, значит, рассчитывали уже только на благоприятный лотерейный исход. Хотя, вероятнее всего, рейтинг окажется примерно одинаковым, поскольку многие скакали с канала на канал.
НЕ ВИДЕЛ, НО СКАЖУ...
Мастер ток-шоу, можно сказать, классик жанра Владимир Соловьев в четверг, в программе "К барьеру!" с блеском продемонстрировал, как эти самые шоу делать не надо. На сей раз в схватке сошлись вездесущий журналист и писатель Дмитрий Быков и не менее вездесущий актер Леонид Ярмольник. Первому категорически не понравилось, как второй в качестве продюсера приложил руку к созданию фильма Валерия Тодоровского "Тиски". А именно то, что картина создана по заказу государства и на деньги одного из его ведомств (Роснаркоконтроля), а это-де категорически несовместимо с настоящим искусством. То есть либо ты кого-то обслуживаешь, либо творишь. Третьего не дано.
Но уже на первых минутах выяснилось, что г-ну Быкову не понравился не только и не столько способ финансирования "Тисков", сколько сам фильм, поднимающий проблему наркомании в молодежной среде и сделанный, по его словам, на чудовищном "кислотном" языке, дабы этой самой молодежи быть доступным и понятным. Ярмольник с этой точкой зрения не согласился, грудью встав на защиту своего детища. В результате весь первый раунд превратился в обсуждение дуэлянтами фильма. Лишь изредка "кинокритиков" перебивал ведущий, стараясь увести разговор из области рецензирования.
Хотя оно, может, и ничего, что критика. Есть же такая программа - "Закрытый просмотр", там сидят люди в студии и обсуждают кинокартины. Иногда разговор получается очень интересным. Только один нюанс: там перед дискуссией фильм показывают. То есть смысл разговора понятен не только гостям, но и обычным зрителям. А здесь, когда в перерыве предварительные итоги дуэли стали подводить судьи, выяснилось, что никто из них "Тиски" не смотрел. Что не удивительно, поскольку картина буквально накануне вышла в прокат, и видеть ее могла только фестивально-киношная публика. В результате умные, известные люди вынуждены были вставлять в свою речь знаменитый в нашей стране оборот: "Я фильм не видел, но скажу...". Что уж говорить о тех, кто был на трибунах студии и послушно хлопал, и уж тем более о рядовых телезрителях. Вряд ли многие из них в первый же день проката "Тисков" ринулись в кинотеатры. Тем более что, по сведениям того же Ярмольника, в бывшей великой кинематографической державе сегодня активными зрителями являются не более миллиона человек.
Во втором раунде, где участие в разговоре принимают секунданты, и в третьем, когда вопросы задает всегда едкий и абсолютно информированный в любой обсуждаемой теме Соловьев, речь вроде пошла в нужном направлении. Но в результате свелась к двум-трем банальным и вялым выводам. Мол, конечно, нехорошо, когда государство, делая заказ и перечисляя деньги на фильм, дает жесткую установку по поводу его концепции. С другой - где их еще взять, деньги, как не у государства?
В споре дуэлянтов отсутствовала интрига и оригинальные идеи. В результате и зрителей проголосовало раза в три меньше, чем обычно.
И ГРЯНУЛИ...
Но это не единственный прокол последней программы "К барьеру!". Как известно, даже те ток-шоу, что идут в прямом эфире и сопровождаются интерактивным голосованием зрителей, тщательно готовятся редакторской группой. С гостями предварительно оговариваются темы и нюансы. Разговор, сколь бы разносторонних взглядов ни придерживались его участники и сколь бы яркими ораторами они ни были, нельзя пускать на самотек. Иначе он может получиться столь сумбурным, что даже опытному ведущему не удастся направить его в нужное русло. Но от того же ведущего и от квалификации его команды зависит, чтобы все выглядело экспромтом. Тонкая грань! Если зритель почувствует элементы предварительного сценария хотя бы в одной сцене, он не поверит и всему остальному.
Однажды нечто подобное случилось в замечательной программе "Сто вопросов взрослому" ("ТВ Центр"). Блестящая задумка - именитому гостю задают вопросы дети, не связанные какими-то идеологическими или иерархическими условностями. Им все равно, сколькими миллиардами владеет их "жертва" и не друг ли она президента. А если не все равно, то они прямо и спросят об этом. И порой гости, привыкшие держать глухую оборону против матерых журналюг, бывают обескуражены вопросами вредных детишек. И в этой непредсказуемости прелесть передачи.
Но вот как-то раз, когда героем программы был столичный мэр, и все прошло живо и интересно, под занавес Юрий Михайлович предложил юным москвичам спеть гимн столицы. Те встали и дружно и слаженно, в лучших традициях пионерской самодеятельности, грянули. И без бумажки со словами довели ее до конца... Положа руку на сердце, многие ли из нас знают, какая песня является гимном Москвы? А без запинки спеть ее многие смогут?..
У зрителя сразу же возникло ощущение подлога. Если приглашенных на запись деток заранее попросили выучить песню про "дорогую мою столицу", то где гарантия того, что и нужные вопросы им не подсказали?..
В случае с энтэвэшной программой ситуация была обратной. Все трое основных участников полемики - то есть Быков, Ярмольник и Соловьев - явно в приятельских отношениях. Об этом свидетельствовало их постоянное дружелюбное "тыканье" друг другу. А в результате сложилось ощущение, что эта дуэль и эта тема была придумана ими наспех взамен другой, почему-то не состоявшейся. Придумана накануне, возможно, прямо на премьере "Тисков", где случайно сошлись все трое приятелей. Буквально высосана из пальца. Из случайной реплики. А за оставшееся время никем не продумана и редакторами не доведена. Чем иначе объяснить банальность и бесконечные повторы, которые были в словах всех троих острых на язык и неординарно мыслящих людей?..