Дарио Коста: Этот трюк я задумал в 12 лет. И ещё 29 лет шёл к нему

Впервые в истории авиации самолет пролетел сквозь туннель!

А если быть точнее: нынешней осенью итальянский пилот Дарио Коста на скорости 245 км/ч преодолел один за другим два автомобильных туннеля Чаталджа возле Стамбула. Полёт занял 44 секунды. Коста установил сразу 5 рекордов в пилотировании и даже попал в Книгу рекордов Гиннеса. Расстояние между нижней точкой самолёта Zivko Edge 540 V2 и полотном шоссе в среднем составляло один метр.

Дарио Коста 41 год. В авиации с юных лет. Первый одиночный полет совершил в 16 лет. Изучал физику в университете, работал в аэрокосмической компании, преподавал аэродинамику и теорию пилотирования в аэроклубах. Он стал первым в мире пилотом, который исполнил фигуру высшего пилотажа «бочка» на вертолете. А спустившись с небес на землю, работал водителем-каскадером на съемочной площадке фильма «Миссия невыполнима 7». Гонщик-рекордсмен и пилот-каскадер, победитель мировых первенств по фигурам высшего пилотажа.

Вскоре после феноменального пролета через два туннеля Дарио ответил на вопросы корреспондента «Труда».

- Я думал, время успешных универсалов закончилось в 1930-х годах. Как вам удается совмещать такие разные виды деятельности?

- Я не считаю себя ученым или инженером, хотя иногда приходится осваивать навыки и из этих сфер деятельности. Я - профессиональный спортсмен, имеющий опыт преподавания - как теоретического, так и практического для пилотов-авиалиний и лётчиков высшего пилотажа. Чтобы преподавать, я должен был сначала учиться, а учеба необходима также и для повышения безопасности и эффективности моей летной деятельности, в моем виде спорта. Поэтому я продолжаю учиться и буду делать это дальше. Люди не созданы для полетов, и чтобы выжить в воздушных экспериментах, нам нужно проявлять огромное уважение к законам природы, изучать их.

- Воздушный поток, отражающийся от стены туннеля, воздействует на поверхность самолета совсем иначе, чем на открытом воздухе. Как долго вы экспериментировали в аэродинамической трубе с мини-моделью? Была ли у вас возможность поместить самолет Zivko Edge 540 V2 в аэродинамическую трубу и потренироваться в его кабине?

- Мы не имели такой возможности. Но многие данные, которые мы хотели получить на экспериментах по ходу подготовки к этому полёту, мы и не могли бы получить с помощью аэродинамической трубы. Для CFD-расчётов (CFD – computational fluid dynamics, вычислительная газодинамика) полета с учетом скорости и высоты мы во многом использовали 3D-сканирование самолета и 3D-воспроизведение туннеля.

- Как вам вспоминаются те яркие 44 секунды прохождения двух тоннелей?

- С момента, как я завел двигатель, я повторял то, что до этого много раз прокручивал в уме. Я словно вошел в поток, действовал автоматически. Мне пришлось пилотировать, не задумываясь. Все происходило очень быстро, но, когда я вылетел из первого туннеля, самолет стало сносить вправо из-за бокового ветра, и в этот момент время для меня словно замедлилось. Я среагировал на эту ситуацию и сосредоточился на возвращении самолета на верный курс и точного входа во второй туннель. А потом мое восприятие снова вернулось к нормальной скорости.

- Что было самым сложным в этом проекте?

- Если кратко и упрощенно: невозможность поднять нос самолёта внутри туннеля, и невозможность подняться в воздух к концу первого туннеля. Осложнял ситуацию встречный ветер в открытом пространстве между туннелями. При входе во второй туннель произошло неожиданное увеличение подъемной силы, и я почувствовал «удары» воздушной волны - всё это потребовало моей быстрой реакции.

- У вас было много других достижений в качестве пилота и гонщика. Что касается недавнего полета через два туннеля, какую практическую пользу он принес с точки зрения совершенствования навыков пилотирования, а также различных устройств и приборов на самолете?

- Для успешной реализации данного проекта пришлось ввести много новшеств в конструкцию самолета и систем управления им, которые в дальнейшем могут быть использованы и в других проектах, в том числе в агрегатах серийного производства. Мы разработали новое сиденье. Оно основано на концепции Формулы-1, но мы модифицировали его для уменьшения вертикальных перегрузок на позвоночник. Сиденье надежно удерживало меня, ограничивая лишние движения, и это было особенно полезно для пролета сквозь туннель. Микродвижения руки выверялись буквально до миллиметров для точного рулевого управления. Много работали над уменьшением веса самолета и нанесения «акульей кожи» - ручного покрытия с рифлеными выступами на важных участках поверхности самолета, чтобы уменьшить лобовое сопротивление, улучшить эффективность и увеличить подъемную силу. Кроме того, ещё при тренировочных полётах была добавлена система лазерных измерений, чтобы точно оценивать угол атаки.

В этом проекте необходимо было учесть много новых факторов, связанных не только с машиной, но и человеком. Я стремился раздвинуть границы человеческих способностей, и поэтому в самолете не было установлено никаких дополнительных приборов. Ключевым фактором пилотирования в этом проекте была точность - чтобы противодействовать неблагоприятным аэродинамическим эффектам, исходящим из туннелей. И этот проект ни в коем случае не следует расценивать как шоу одного актера. Его сделал успешным не один Дарио Коста, а команда из 40 человек.

- Ваша жена посещает ваши экстремальные шоу? Обсуждаете ли с ней свои проекты, в том числе степень их опасности?

- Она не увлекается авиацией, но всегда в курсе моих проектов и помогает мне поддерживать мотивацию, когда это необходимо.

- Интересуются ли ваши дети вашими проектами? Вы не будете возражать, если они займутся опасными профессиями?

- Мой сын должен преследовать свои собственные мечты, быть движимый собственной страстью - что бы ни случилось. Своих увлечений я ему навязывать не буду. Но если он сам займётся авиацией или другим видом экстрима, либо даже выберет опасную профессию, я это приму. Но буду каждый день напоминать ему, чтобы он был осторожен. А если точнее – чтобы уважал чувство страха.

- Профессия пилота требует большого хладнокровия и точности движений. Но даже у храбрых людей в минуту опасности дрожат руки и ноги, потеют ладони и т. д. Как себя настроить, чтобы чувство опасности не вводило вас в ступор, а добавляло адреналина?

- Чувство опасности - это то, что руководит мной и заставляет много работать во время подготовки всех моих проектов и полетов.

- Когда великий русский летчик Чкалов в 1920-х годах пролетел под мостом в центре Ленинграда, начальство и журналисты дружно ругали его. И лишь когда он совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс, Сталин сделал его своим другом и сенатором. Ваши знакомые из числа ученых и авиаконструкторов критиковали вас после полета в туннеле?

- Некоторые критиковали. А многие недоуменно спрашивали, почему я сделал этот трюк. Мой ответ прост: это было моей мечтой с 1992 году. Да, я задумал пролететь через туннель, когда мне было 12 лет. И потребовалось 29 лет, чтобы это произошло. Я стремился показать всем, что мы можем мечтать о большем, несмотря ни на что. С помощью упорного труда, самоотверженности и самоуважения большие мечты могут быть воплощены в реальность.

- Кого-то из российских пилотов лично знаете? Участвовали ли вы в каких-либо проектах в России?

- Моим менеджером по управлению полетами и пилотом-разработчиком с 2013 по 2017 год в Red Bull Air Race был Сергей Рахманин, и я считаю за честь работать вместе с такими людьми. После этого он был одним из главных судей в гонках в 2018 и 2019 годах, когда я там участвовал. А первый для меня чемпионат Red Bull Air Race (это был 2018 год) проходил в Казани. Впечатления остались прекрасные.