Главная Наука и технологии 00:16 25 Января 2019 1647
И все-таки Луна манит...

РКК «Энергия» взялась за решение трудовой и очень интересной задачи. Но у этого проекта много противников

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Фото: Moscow-Live.ru

Гигантский мост через космическую бездну - между планетой Земля и окрестности Луны - могут быть проложены уже через несколько лет, и не может появиться сверхтяжелой ракеты «Енисей». Ибо ждать сверхтяжа пришлось бы долго.

Ракета «Енисей» не будет принята в эксплуатацию в 2028 году. То, что касается первых рабочих пилотных полетов с использованием сверхтяжелых, то есть, по оценкам ряда специалистов, на это можно рассчитывать самое раннее в 2030-м. Новость: на корабле «Союз» в лунной модификации можно отправлять экипажу в Селене совсем скоро. Концепцию пилотируемого лунника представили Роскосмосу специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Это уникальное предприятие. Королевство было создано в мире искусственным спутником Земли, первым в истории человечества был пилотируемый корабль «Восток», поднявшийся на юг Гагарина на околоземную орбиту, нынешний «Союз», доставляющий звездоплавателей на МКС и возвращающий их на Землю. Сейчас идет работа над перспективным кораблем нового поколения «Федерация», предназначенная для полных на Луну. Правда, со строительством нового корабля Россия сильно запаздывает.

Ситуация такова. Строительство международной окололунной станции, созданной под эгидой США, может начаться в 2022-м. Локальный пилотируемый корабль «Орион» для полетов на станцию. В ближайшее время не будет такого корабля. Нужен он нам? Еще как! Роскосмос ведет переговоры об участии в проекте окололунной станции. Если договоримся, на чем туда летать? На американском «Орионе» за большие деньги? Вот и предложили конструкторы «Энергии» выход: создать лунный вариант «Союза».

Как водится, у вас появились идеи, что оппоненты: мол, нечего тратить силы и средства на доработку корабля. Надо смотреть в завтрашний день, а не во вчерашний. Кто прав?

- Все поддержало проект лунного «Союза», - сказал «Труду», конструктор и космонавт, дважды Геройский Советский Союз Валерий РЮМИН, четырёхлетний летавший в космос, руководил работами по программам РСММ «Мир» - «Шаттл», «Мир» - «НАСА» от российской стороны, принимающей активное участие в создании многоразовой транспортной космической системы «Клипер». - Такой корабль позволит России занять достойное место в лунной программе, не сползти на обочину мировой космонавтики. Лунная орбитальная платформа - шлюз (LOP-G). Помимо прочего, наш корабль станет резервной транспортной системой. Это необходимо для обеспечения безопасности полетов. Вспомним ситуацию с шаттлами. «Союз» после прекращения эксплуатации американских челноков. Я хотел бы отметить, что создание пилотного космического корабля возможно в сжатые сроки, скажем, в течение четырех лет. Это вполне реально. У нас есть опыт, технологии, конструкторские и баллистические разработки, производственная и экспериментальная база. Еще один существенный аргумент в пользу лунного «Союза». Его полеты должны быть подготовлены для всех служб связи, включая ЦУП, к работам по лунной программе. Это будет как бы разведка боем. Важный этап перед началом эксплуатации корабля «Федерация» ... Это вполне реально. У нас есть опыт, технологии, конструкторские и баллистические разработки, производственная и экспериментальная база. Еще один существенный аргумент в пользу лунного «Союза». Его полеты должны быть подготовлены для всех служб связи, включая ЦУП, к работам по лунной программе. Это будет как бы разведка боем. Важный этап перед началом эксплуатации корабля «Федерация» ... Это вполне реально. У нас есть опыт, технологии, конструкторские и баллистические разработки, производственная и экспериментальная база. Еще один существенный аргумент в пользу лунного «Союза». Его полеты должны быть подготовлены для всех служб связи, включая ЦУП, к работам по лунной программе. Это будет как бы разведка боем. Важный этап перед началом эксплуатации корабля «Федерация» ...

Рюмин известен своей принципиальностью, в интересах дела он и начальникам любого ранга способен говорить неприятную правду. Его острые интервью в «Труде» имели широкий общественный резонанс. И сегодня для меня и многих работников отрасли очень весомо мнение Рюмина в отношении проекта лунного «Союза».

Подготовкой к пилотируемому облету Луны наша страна начала заниматься очень давно. В 1968-1970 годах три «Зонда», разработанные на базе «Союза», совершили в автоматическом режиме, без экипажей, облеты Луны и благополучно вернулись на Землю, подтвердив принципиальную возможность отправки космонавтов по этой трассе. Но после высадки американцев на Селену СССР свернул лунную программу. С тех пор много воды утекло, за полвека техника кардинально изменилась. И предлагаемый сегодня модернизированный «Союз» будет совсем другим кораблем. В «Зондах», к примеру, не было бытового отсека. Если бы тогда отправились к Луне космонавты (а такие предложения были), то им пришлось бы неделю провести в тяжелых условиях — лежа в полетных креслах, в тесном спускаемом аппарате. Масса «Зонда» без бытового отсека составляла 5 тонн. Новый корабль будет иметь, как и используемый сейчас в ближнем космосе «Союз», бытовой отсек, общая масса — 7 тонн.

Главная изюминка разрабатываемого сейчас проекта заключается в принципиально новой схеме полета. Особое место отводится Международной космической станции. Корабль (назовем его «Союз-Л1») после старта с Байконура направится сначала к МКС, пристыкуется к станции, экипаж перейдет в звездный дом. После чего космонавты будут ждать второго запуска — выведения с Земли на околоземную орбиту разгонного блока ДМ. Его доставку обеспечит или новая ракета тяжелого класса «Ангара-А5М» (сможет выводить на орбиту 27 тонн полезной нагрузки), или привычный «Протон» (выводит 23 тонны). Топлива будет достаточно, чтобы отправиться к Луне.

Первый полет планируется не на орбиту Селены, а в облет ее. В кабине «Союза-Л1» будут два космонавта. Примерно трое суток им потребуется, чтобы достичь окрестностей Селены. Облетев ее, «Союз-Л1» отправится в обратный путь.

Но облет ночного светила лишь первый этап. У этого проекта хорошие перспективы. К кораблю можно пристыковать в околоземном пространстве не один разгонный блок, а два, и тогда у «Союза-Л1» появляется возможность выхода на окололунную орбиту. Потом — стыковка с окололунной станцией Lunar Orbital Platform-Gateway, которая появится к тому времени. То есть создается мост, который соединит МКС и LOP-G. И это будет важным вкладом в реализацию международной лунной программы. «Если Россия получит в ближайшие годы пилотируемый корабль, способный обеспечивать лифт между МКС и лунной орбитой, то у нас совершенно другие будут позиции на переговорах международного сотрудничества, в том числе с НАСА», — подчеркивает глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Между тем концепция «Союза-Л1», используемого в качестве космического лифта между Землей и Луной, точно соответствует другой, более ранней интереснейшей разработке — проекту межорбитального корабля «Рывок». Он был предложен Роскосмосу специалистами той же «Энергии» три года назад («Труд» подробно рассказывал об этой транспортной системе в номере от 1 июля 2016 года). Корабль, постоянно базирующийся на МКС, мог бы, курсируя от нее к окололунной платформе и обратно, взять на себя отправку сменных экипажей на LOP-G, снабжение, возврат на Землю образцов, доставленных с поверхности Луны. И затраты на этот проект были бы на треть меньше, чем при использовании корабля «Федерация». Но прежнее руководство Роскосмоса, не отличавшееся компетентностью и умением поддержать новое, перспективный проект не оценило и, можно сказать, угробило. В итоге Россия потеряла три года...

Теперь на выручку должен прийти «Союз-Л1». Сегодня этот проект поддерживает и руководство Роскосмоса, и гендиректор «Энергии» Сергей Романов, который принял очень непростое для предприятия решение: одновременно заниматься созданием двух кораблей для полета к Луне — и глубоко модернизированного «Союза», и «Федерации». Романов, высококлассный конструктор, отлично знает космическую технику. Руководил разработкой систем жизнеобеспечения и теплового режима кораблей «Союз», занимался теми же проблемами на многоразовом «Буране», орбитальных станциях «Салют» и «Мир», на модулях для МКС.

Сколько времени займет модернизация? Ведь предстоит значительно усилить радиационную защиту, разработать новые системы жизнеобеспечения, связи, электропитания. Особое внимание будет уделено созданию теплозащиты, которая при возвращении на Землю позволит принять на себя удар во время входа в атмосферу со второй космической скоростью. Нужно установить на корабле звездные датчики, дополнительные двигатели и много чего еще. А завершить все надо бы в 2022-м. Задача, конечно же, трудная, но реальная. При четкой организации работы, в том числе взаимодействии со смежниками, предприятие справится.

Лунные проекты у нас появлялись и ранее. Но в основном на бумаге — до серьезной работы дело не доходило. На этот раз, хочется верить, ситуация иная. Только во второй декаде января конструкторские предложения по «Союзу-Л1» трижды предметно рассматривались на высоком уровне ведущими специалистами и руководителями «Энергии», ЦНИИмаша, Роскосмоса. Соответствующие подразделения уже приступили к расчетам. Начало обнадеживает...

А в это время

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное деятельности Роскосмоса и эффективности космической промышленности, на котором была поставлена ​​такая задача: «Космическая отрасль может быть в современных условиях и должна быть коммерчески успешной». Например, какая прибыль может дать отправку автоматических станций на другие планеты, та же самая лунная программа? Проект лунного корабля «Союз»?

Комментарии для сайта Cackle

Авторитетный американский журнал Health озаботился проблемой размера «мужского достоинства»

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Как бы не пришлось современному сильному полу завидовать охотникам на мамонтов! Фото: CHROMORANGE/Bilderbox, globallookpress.com

Весеннее обострение или действительно все так серьезно? Авторитетный американский журнал Health задался интересным вопросом: правда ли, что половые члены от плохой экологии становятся все меньше? Издание ссылается на книгу-исследование...

Как конструкторы и инженеры ВНИСИ вывели космонавтов из тени

Николай Бобров
Труд
В условиях невесомости космонавты работают на полу, на стенах и даже на потолке. Поэтому специалистам по светотехнике ВНИСИ приходилось поломать голову. Фото: NASA

В условиях орбитальных полетов освещение, как внутреннее, так и наружное, считается одной из самых сложных задач. На пилотируемых кораблях и на МКС жизненно необходимо обеспечить привычные человеческому глазу условия,...

Арктический научный центр компании «Роснефть» проводит масштабные исследования для сохранения северной флоры и фауны

Галина Пономарева
Труд
Специалисты «Роснефти» и национального парка «Русская Арктика» работают в рамках совместного проекта «Очистить Арктику». Фото: Rosneft, globallookpress.com

Покорение природы, которым так гордились в советское время, осталось в прошлом. Теперь речь идет о защите окружающей среды и наблюдении за популяциями редких видов животных, обитающих в арктической зоне. Ежегодно...

В авиационном сообществе бурно обсуждается идея объединения компаний «МиГ» и «Сухой»

Анатолий Журин
Труд
Есть мнение что за планами по слиянию КБ стоит банальное желание залатать финансовые дыры. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Большинство экспертов считают, что попытка таким способом залатать финансовую дыру в бюджете Объединенной авиационной корпорации выйдет боком отрасли, которая десятилетиями развивалась благодаря конкуренции крупнейших авиастроительных КБ. Гендиректор...

Разговор с космонавтом-рекордсменом Анатолием Соловьевым

Анатолий Журин, Николай Тарасенко
Труд
Фото из личного архива Анатолия Соловьева

Он участвовал в пяти космических экспедициях, проведя в общей сложности на околоземной орбите 651 сутки. 16 раз выходил в открытый космос, где пробыл 82 часа 22 минуты (это достижение занесено...

Якутские ученые сделали важное открытие

Труд
Фото: Bernard Jaubert, globallookpress.com

Ученые из Якутии выявили у жуков с латинским названием зофобас морио полезную способность: перерабатывать пластик. Две недели специалисты кормили личинки исключительно полиэтиленовыми пакетами — и от полимеров...

В списке лучших в мире самолетов нашлось место нашим крылатым ветеранам

Анатолий Журин
Труд
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Фото: © Roman Denisov, Роман Денисов, globallookpress.com

Влиятельное издание Popular Mechanics опубликовало список лучших самолетов последних 40 лет. В нем нашлось место и нашим былым достижениям. В 1988-м самолетом года был назван Ан-225 «Мрия», а в 1998-м —...

Опасен ли искусственный интеллект?

Вера Михайлова
Труд
Фото: © imagebroker/Simon Belcher, globallookpress.com

Искусственный интеллект стремительно развивается и уже научился воздействовать на человека, вызывая у того определенные эмоции и подталкивая к заданным решениям. Опасно ли это? Ученые из университетов Копенгагена...

Археологи сделали удивительную находку

Труд
Фото: © Nikita Yurenev, globallookpress.com

На Оркнейских островах в Шотландии археологи обнаружили древнейший отпечаток пальца. Он остался на черепке глиняной миски, которую изготавливал гончар. Специалисты сканировали объект с разных углов и исследовали...

Генеалогия становится суперпопулярным хобби

Максим Башкеев
Труд
Составить подробное и достоверное генеалогическое древо можно как за деньги, так и самостоятельно/ Фото: Imagestate, globallookpress.com

В прошлом году в США ресурсы, связанные с поиском родственников, по посещаемости уступили только... порносайтам. Вот и Россия не отстает от мировых трендов: красиво оформленное генеалогическое древо стало желанным...

Космический корабль с ионными двигателями и ядерным реактором на борту должен стать новым словом в развитии космонавтики 

Кораблю решено дать название «Зевс». Кадр видео с YouTube

Российские предприятия изготовили первые элементы космического буксира с ядерной двигательной установкой. Об этом журналистам сообщил в четверг, 14 апреля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. «Отдельная тема – это космическая ядерная...

Теперь один из авторов исследования мечтает создать «фонтан» атомов антиводорода, выпустив их из магнитной ловушки в свободное пространство 

Фото: https://pixabay.com

Ученым-физикам из Университета Британской Колумбии в Канаде удалось создать лазерную установку, луч которой способен влиять на поведение атомов антивещества. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Технологии лазерных манипуляций...

Ранее обозреватели отметили нежелание российских разработчиков повторять успешный проект Илона Маска 

Перспективная отечественная ракета «Крыло-СВ». Фото: https://fpi.gov.ru

Возвращаемая первая ступень российской перспективной ракеты «Крыло-СВ» должна получить посадочное шасси и, возможно, лыжи. Об этом журналистам сообщил руководитель экспериментального конструкторского бюро Центрального научно-исследовательского...

Специалисты надеются, что их открытие поможет создать лекарство против рака нового поколения

Фото: Pascal Deloche/GODONG, globallookpress.com

Ученые обнаружили фермент, который является ключевым для предотвращения рака. Об этом сообщает РИА Новости. Исследование провели специалисты из Медицинской школы имени Гроссмана Нью-Йоркского университета в сотрудничестве с коллегами из Италии...

Работа над проектом только начинается, рассказал директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович

Фото: © Cover Images, globallookpress.com

Разработка аванпроекта российско-американской миссии по исследованию Венеры «Венера-Д» немного задержалась и только начинается, сообщает агентство «Интерфакс». По словам директора Института космических исследований РАН...

Очередным пуском «отметят» десять лет полетов российских ракет с космодрома Куру

Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Очередной пуск российской ракеты с космодрома Куру во Французской Гвиане состоится в ноябре этого года, сообщает агентство «Интерфакс». Как рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

  • Выбор редактора
  • Скоро на сайте
  • Спецпроект Труд Авиа
  • Культура
  • Люди с улицы
  • Политика
  • Спецпроект Окно в Китай
  • Экономика
  • Советы: спроси у юриста
  • Наука и технологии
  • Опрос: Ваше мнение?
  • Работа
  • Последняя колонка
  • Жизнь
  • Наши авторы
  • Спорт
  • Дача в Труде
  • История
Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?