Экс-глава МВД Степашин рассказал, как вместе с Гуцериевым они освобождали похищенных на Кавказе

 В частности, бизнесмен принимал участие в освобождении иностранных специалистов, похищенных на Северном Кавказе в 1990-х – 2000-х годах

Известный российский бизнесмен Михаил Гуцериев принимал непосредственное участие в операциях по освобождению заложников, похищенных на Северном Кавказе в 1990-х – 2000-х годах. Об этом «Российской газете» рассказали бывший руководитель МВД России Сергей Степашин и возглавлявший в 1995-1997 году Зону экономического благоприятствования «Ингушетия» (ЗЭБИ) Алихан Амирханов.

Приезжавшие в ЗЭБИ бизнесмены и иностранцы привлекали чеченских бандитов, на тот момент активизировавшихся в республике: боевики считали, что за этих людей можно получить крупный выкуп, и нередко похищали их. 

Так, в октябре 1996-го был похищен словацкий строитель Имрих Риго. Амирханов поставил Гуцериева в известность о случившемся, и бизнесмен прибыл в Ингушетию тем же вечером и лично подключился к поискам Риго. Предприниматель отказался от идеи выплатить похитителям выкуп, посчитав, что единичная уступка преступникам приведет к повторению подобных случаев. Вместо этого Гуцериев поднял имеющиеся у него связи, обратился к силовикам и другим лицам, которые в силу своего положения могли оказать влияние на ситуацию. Благодаря умению Гуцериева обеспечить себе стороннюю поддержку вопрос был благополучно решен: Риго освободили 14 февраля 1997 года.

Как указал Амирханов, большую роль в решении задач, стоящих перед Гуцериевым, играли доверие и его репутация человека, который всегда выполняет свои обещания. По словам бывшего главы ЗЭБИ, Гуцериев не только держал слово, но и умел сохранять конфиденциальность, а также демонстрировал бесстрашие.

«Неважно, кому он дал слово, но если он его дал, то для него лучше умереть, чем не сдержать его, - подчеркнул Амирханов. – Несмотря на молодость, у него был уже огромный жизненный опыт, авторитет и доверие среди руководителей как в Ингушетии, так и в других кавказских республиках. Благодаря его благим делам на Северном Кавказе его поддерживали и поддерживают обычные люди, духовенство, старейшины, в том числе и в Чеченской Республике. Именно среди них Гуцериев, используя свой авторитет, выяснял, как найти и освободить похищенных несчастных людей».

После того, как усилия Гуцериева помогли вернуть похищенного иностранца, в похожих тяжелых ситуациях к нему стало обращаться руководство силовых ведомств, а также представители главы государства. Так, в частности, бизнесмена просили оказать помощь в освобождении французского дипломата Винсента Кошетеля, и Гуцериев лично принял участие в соответствующей спецоперации вместе с заместителем министра внутренних дел Владимиром Рушайло. Как рассказал Сергей Степашин, на тот момент возглавлявший МВД, он получал всю отчетность по проведению операций, ситуацию держал на контроле и французский президент Жак Ширак. По словам Степашина, после освобождения Кошетель очень тепло отзывался о своих спасителях, в том числе, о Гуцериеве и Рушайло.

Амирханов, в свою очередь, вспомнил о других спецоперациях, участником которых оказался Гуцериев. По его словам, бизнесмен приложил руку к освобождению полномочного представителя президента в Чеченской Республике Валентина Власова. Кроме того, как отметил Амирханов, предприниматель лично прибыл на переговоры с террористами, захватившими школу в Беслане в сентябре 2004 года. Тогда он не только помог склонить террористов к переговорам, но и пытался обменять себя на детей. Также он задействовал все свои связи, обратившись ко всем, кто мог каким-то образом оказать влияние на ситуацию.

Амирханов заметил, что страна должна знать своих героев, а готовность возложить на себя ответственность за жизнь других людей как раз и является одним из проявлений героизма.