КУВАЛДОЙ ПО ПАТРИОТИЗМУ

Прошедший праздник - День защитника Отечества - побудил-таки телевизионщиков, которые не любят отвлекаться от приносящих хорошие доходы развлекательных жанров, вспомнить о красной дате календаря. Три основных государственных телеканала показали фильмы о войне. Один в пять утра, другой в шесть, третий в семь. Отстрелялись...

Может, так бы все и прошло: поставили галочку и забыли. Что называется, тема исчерпана. Но помешало одно существенное обстоятельство. В минувшее воскресенье начал вещание телеканал "Звезда", учрежденный Министерством обороны. И хоть работать он будет на "малотиражной" дециметровой волне и на первых порах охватит лишь столичный регион, полностью игнорировать факт его появления все же было затруднительно. Тем более что ставит новый канал перед собой пусть непрестижную и неприбыльную, но высокую цель военно-патриотического воспитания зрителя.
На появление "Звезды" в то же воскресенье откликнулись две программы. Одна - впрямую, другая - косвенно. В.Познер с сообщения о новом канале начал свои "Времена". Правда, тут же выразил скептическое к нему отношение. Что ж, каждый имеет право на свое мнение. Лучше бы, правда, высказывать его некоторое время спустя, уже познакомившись с новыми программами. Но Владимир Владимирович не ограничился легкой критикой "Звезды", он решил "сыграть на ее поле". Пригласил, как обычно, в студию нескольких известных лиц - политиков, писателей, деятелей искусства - и предложил им поговорить о патриотизме.
В.Познер - мастер своего дела. Он умеет подбором гостей, постановкой темы для разговора, цитатой, будто случайно вброшенной в обсуждение, даже порядком предоставления слова приглашенным создать драматургию, при которой корабль со спорящими непременно приплывет в намеченную "лоцманом" гавань. На сей раз он начал разговор с цитаты из произведений английского писателя и лексикографа ХVIII века Сэмюэла Джонсона, называвшего патриотизм "последним убежищем негодяев". Формула эта в последнее время вовсю гуляет по телеэкранам: ею, будто кувалдой, бьют по голове всякого, кто считает патриотизм важным и высоким качеством каждого гражданина. Лукавство ведущего состояло в том, что он как превосходный знаток английского языка вроде бы и объяснил контекст, в котором звучала пресловутая формула, уточнил ее скрытый за внешней грубой прямолинейностью смысл, но в итоге градус отношения к обсуждаемой теме опустился ниже нулевой отметки.
Да и другие цитаты, уже из отечественной классики, подбирались и трактовались соответственно. У Лермонтова, скажем, в строках "Люблю отчизну я, но странною любовью!" акцент сделали на слове "странною". А присовокупив к ней "Прощай, немытая Россия", подчеркнули, естественно, "немытость".
А еще ведущий крайне смутил своих гостей построением разговора. Стал, будто строгий учитель с первоклашками, вызывать их к "доске" и строгим голосом задавать вопросы. Первый: дайте ваше определение патриотизма. Второй: назовите двух(?!) самых, с вашей точки зрения, ярких патриотов нашего отечества. Третий: считаете ли вы, что в России дефицит патриотизма? Понятно, что каждый из приглашенных - а их за большим студийным столом было шестеро - старался в ответах не ударить в грязь лицом. А заодно и уязвить сидящего тут же непримиримого идейного противника.
Поэтому простейших и вместе с тем естественных ответов на главный вопрос (вроде "патриотизм - это любовь к Родине") было немного. "Обязанность говорить правду", - сказал один гость. "Деятельность во имя достоинства", - заявил другой. Глубоко, не так ли? Ну а в перечне истинных патриотов, щеголяя эрудицией и стремясь выглядеть оригиналами, гости студии называли Ивана Сусанина и Иосифа Сталина, Петра Столыпина и Юрия Гагарина, Александра Пушкина и Георгия Жукова, Льва Толстого и даже гэкачепистов. Да, есть патриоты в нашем отечестве...
Строгий "учитель", впрочем, не ограничился простейшими вопросами. Во второй половине "урока" - то бишь передачи - он предложил рассмотреть взаимоотношение патриотизма и национализма. Но и тут для начала подбросил несколько "нужных" цитат - из Гете, Чаадаева и Джефферсона, - подвергающих сомнению традиционное представление о патриотизме, не поясняющее означенное соотношение.
Таким же "смутным" оказался в программе и видеосюжет на тему разговора. С еле заметной иронией в нем были процитированы многие знаковые произведения литературы и искусства - те, что принято считать воспитывающими своих читателей и зрителей в духе патриотизма. (Маленькая деталь: критикуя ТВ за подобные произведения, авторы сюжета называли лишь те из них, что демонстрировались на "России", канале-конкуренте. О своих "прегрешениях" Первый вспоминать не стал...)
В тот же вечер в "Моменте истины" тема патриотизма обрела совершенно иное, драматическое звучание. Там нас познакомили с несколькими ветеранами войн, называемых нашими политиками "локальными". С людьми, которые отправились воевать добровольно и вернулись домой калеками. Оказывается, у нас воинам-добровольцам пенсия вроде бы и не полагается. Как сказали одному из ветеранов в военкомате: "Вы пострадали от Басаева, вот пусть он вам и платит..."