Выставка «великого провокатора» Сальвадора Дали завершилась в Париже

В парижском центре Жоржа Помпиду с успехом завершилась выставка работ самого экстравагантного в мире художника

Картины, скульптуры, видео-инсталяции. Всего более двухсот экспонатов. Организаторы хотели сравнить раннее творчество Дали с более поздним, когда художник стал понимать: в двадцатом веке рамок для искусства быть не должно.

Несмотря на финансовый кризис в еврозоне, парижане по-прежнему ходят на выставки и в кино. Подтверждение тому — двухчасовые очереди на Дали. Ажиотаж многие сравнивают с ретроспективой 30-летней давности, когда на работы художника приходили посмотреть по восемь тысяч человек в день. Кстати, тогда, в уже далеком 1979 году, экспозицию прокомментировал сам Дали, без ложной скромности он заявил: «Это будет что-то грандиозное, колоссальное, прижизненное прославление, дающее всем понять, насколько я неподражаем».

Сегодня французская пресса назвала Дали «великим провокатором». И, действительно, король эпатажа снимал причудливые короткометражные фильмы, делал сюрреалистические фотографии. Они также были представлены на выставке. В демонстрировавшихся на многочисленных плазменных экранах фильмах, он использовал в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, сделала фильмы необычными образцами арт-хауса.

Дали снимался в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускал возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывал кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручивались усы, и он восклицал, что сошёл с ума от этого шоколада.

Еще одна из эпатажных работ Дали, представленных на выставке, - картина «Великий мастурбатор». Эту работу Дали пишет осенью 1929 года после отъезда Галы. Его мучает эротический бред, в который включались явные видения орального секса. Дали, по его словам, пытался выразить «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активной мастурбации: нос, достающий до земли, и отвратительный фурункул на нем. Каждый раз, когда я извергал сперму, я испытывал чувство вины за то, что тратил её впустую». Все люди, как известно, родом из детства. Исследователи художника утверждают, что в его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.

О художнике много спорят и говорят до сих пор. Видимо отсюда — стремление самостоятельно познакомиться с его работами и самостоятельно составить о них впечатление.

В апреле выставка переедет в мадридский Центр искусств королевы Софии.