Прозасидевшиеся?

В условиях экономических санкций нужны чрезвычайная программа перестройки экономики и новая команда для ее реализации

 Не было бы счастья, да несчастье помогло. Еще вчера правительство делало вид, что ничего менять не стоит – надо только подсчитывать и делить нефтедоллары. А сегодня ведомства экономического блока наперебой предлагают экстренные меры для ускоренного развития несырьевой экономики. Займись они этим лет 10 назад, сегодня нам не были бы страшны никакие американские и европейские санкции. Да и авторитет страны в мире уже подрос бы куда выше нынешнего. Но сегодня и этого уже недостаточно.

Министерство промышленности и торговли уже предложило программу поддержки индустриального сектора – «в свете снижения общеэкономического инвестиционного спроса». Программа состоит из налогового стимулирования обрабатывающих отраслей и создания специального Фонда развития промышленности. Налоговые стимулы – это обнуление федеральной части налога на прибыль, кардинальное снижение региональной части этого налога, а также обнуление налога на имущество в обрабатывающем секторе экономики. Вместе с ВЭБом Минпромторг предлагает создание специального Фонда развития промышленности – для льготного кредитования (до 5% годовых на срок до 15 лет)
проектов первостепенной значимости, прошедших экспертизу министерства и входящих в общие госпрограммы или специальные программы повышения конкурентоспособности промышленности. И так далее. Минпромторг не скрывает, что эти идеи уже неоднократно предлагались, но «с 2009 года эффективно блокировались» Министерством экономического развития и Минфином. Однако ныне Минэкономразвития уже сам фонтанирует аналогичными предложениями. В частности, ограничить для промышленности рост тарифов естественных монополий до уровня инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7, заморозить до 2018 года тарифы страховых взносов бизнеса в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования, снизить налоги для программ государственно-частного партнерства, выводить из эксплуатации неэффективные энергомощности, создать Федеральный гарантийный фонд для поручительств малому и среднему бизнесу при кредитовании неторговых инвестпроектов, расширить финансирование приоритетных инвестпроектов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и средств пенсионных накоплений… В идеях и конкретных проектах недостатка нет. Сегодня и завтра в столице пройдет Московский экономический форум с повесткой дня «Несырьевое будущее России», и там прозвучит уйма интересных и полезных предложений по переустройству отечественной экономики. Но услышит ли правительство эти выступления, проникнется ли идеями, которые там прозвучат?

Увы, власть предпочитает полумеры. На прошлой неделе бизнес-омбудсмен Борис Титов в очередной раз потребовал снизить ставку рефинансирования Центрального банка: «У нас и так стоимость денег на рынке одна из самых больших в мире. Их элементарно не хватает в экономике. В России дорогие кредиты, а инвестиционные банки, проектное и венчурное финансирование практически отсутствуют», – говорит Борис Титов. А премьер-министр Дмитрий Медведев, побывав на «Ростсельмаше», тоже жалующемся на
сверхдороговизну кредитов, лишь поручил Минфину, Минпромторгу и Минсельхозу найти дополнительные источники финансирования для ежегодной поддержки сельскохозяйственного машиностроения в размере 5 млрд рублей. Как говорится, «конкретно помог» «Ростсельмашу». А другим?ООО «Газета Труд»

Тем временем первый вице-премьер Игорь Шувалов начал хлопотать о создании в стране антимонопольного мегарегулятора путем объединения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Видимо, нашел самое подходящее время для очередной перекройки ведомств. Параллельно в кабинете министров обсуждается идея объединения Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС). Цели пока не раскрываются.

Словом, чиновничья жизнь в стране бурлит и не стоит на месте. Но отток капиталов из России всего лишь за минувшие январь-февраль составил 35 млрд долларов, а за три месяца ожидается на уровне 65–70 млрд. «Наверное, ближе к 70 млрд долларов», – пообещал замминистра экономического развития Андрей Клепач. Для сравнения: за весь 2013 год он составил 62,7 млрд долларов, и это считалось серьезной бедой. В то же время большинство крупных банков страны зафиксировали повышение спроса населения на наличную валюту, что свидетельствует о снижении доверия граждан к действиям властей – и не только в области экономики.

На Западе в таких случаях говорят о приближении правительственного кризиса, но у нас этот термин не в ходу. И совершенно напрасно. Ибо России именно сегодня нужен крутой поворот к комплексной модернизации экономики, модернизации государственного управления и так далее. Нужна четкая, конкретная и понятная стране программа действий на сегодня, завтра, послезавтра: что, где, как? С какой целью и с каким ожидаемым результатом?

«Труд» проанализировал многие аналитические публикации на эту тему, появившиеся в прессе в последнее время. Прибавил к ним мнения ряда экспертов нашей газеты. И вот что получилось в сухом остатке.

Лучше, если программа будет именной. А точнее, президентской, потому что нравится кому-то или нет, но сегодня рейтинг Владимира Путина высок, как никогда: по данным Левада-Центра, одобрение его в начале марта поднялось до 72–74%. А потому к президентской программе будет больше доверия, чем к любому другому персональному или коллективному труду. То есть высоким рейтингом Владимира Путина можно и нужно воспользоваться для ускорения модернизации российской экономики – и не только ее.

Эта программа не должна и не может быть подробной и многоплановой – хотя бы потому, что нет времени для составления еще одного обстоятельного документа типа «Стратегия 2020», Экономической программы академиков РАН или чего-то подобного. Нынешняя президентская федеральная программа может представлять собой креативный набор стратегических целей и первоочередных задач – с последующей доработкой и детализацией каждого раздела и пункта в ходе и по мере их реализации.

Наверное, для практической работы по этой программе требуется другая команда – новое правительство России. Ибо новое вино нельзя вливать в старые мехи, а рейтинги доверия к премьеру Дмитрию Медведеву и возглавляемому им кабинету неуклонно падают. И если этот состав правительства вполне мог работать в более спокойные времена, для крутого поворота, для экстренных мер он не будет эффективен (хотя некоторые министры вполне могут войти и в новый состав). Но в целом нынешний кабинет должен уступить место «правительству национального доверия».

Аналогичные подпрограммы ускоренного развития должны составляться в каждом регионе (или федеральном округе) как составные части планов работы региональных правительств. Задача местных планов – не расшифровка отдельных пунктов федерального документа, а всемерное развитие экономики своего региона (округа), установление здесь режимов наибольшего благоприятствования для бизнеса и гражданского общества (без которого бизнес невозможен).

Но одновременно здесь должны формироваться предложения федеральному центру о необходимости изменения каких-то конкретных законов, инструкций, практики реализации и т. д. – всему, что мешает ускоренной модернизации, как это видится из «глубинки», с местной точки зрения. В центре предложения должны открыто и гласно рассматриваться специальной президентской комиссией, которая будет браковать или рекомендовать к рассмотрению правительством и, при необходимости, парламентом.

Таких предложений наверняка окажется немало: в последнее время на многих региональных экономических форумах звучали давно наболевшие, продуманные, многократно обсчитанные предложения об изменении федерального законодательства во многих сферах. Но многие ли из них услышала столица?

А время уже не ждет.