Ковчег на Млечном Пути

В Русском музее открылась выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — выставку с таким названием представил Русский музей в Мраморном дворце при неожиданно большом стечении нарядной публики. Все эти красивые мужчины и женщины собрались, чтобы увидеть живопись и графику 36 мастеров андеграунда 1960-1980-х из личной коллекции Наталии Опалевой — создательницы московского Музея AZ Анатолия Зверева. Классики соцреализма тихо плачут в сторонке.

В этот раз коллекционер и меценат Наталия Опалева объединила для показа абстрактные работы лидеров неофициального искусства второй половины XX века. Прошлогодняя выставка от Музея AZ «Лица, лики, морды» была хоть и значительной по уровню представленных работ, но небольшой. А нынешняя размещается в семи залах третьего этажа и оформлена как ковчег, плывущий по Млечному Пути. Высокая лестница ведет на третий этаж великокняжеского дворца, и кажется, небо тут действительно рядом. Венчает выставку аванзал с постоянно движущейся инсталляцией, через которую посетители приобщаются к абстрактному искусству.

Впрочем, открывающая вернисаж подборка супрематических работ Зверева создана импульсивно, «на слабо»: знаменитый коллекционер Георгий Костаки как-то спросил у него: «А так можешь?» — и Анатолий Зверев тут же создал целую подборку абстрактных полотен. Похоже, больше он так не писал.

Очень разные по стилю и способам исполнения более 250 работ разных авторов создают некий портрет эпохи, которую большинство нынешних посетителей музея уже не застали. Тут много ранних, совершенно неожиданных работ ныне известных мастеров, у которых тогда, в годы развитого соцреализма, не было возможности выставляться, а потом публика запомнила их уже по другим вещам. И потому «Вербное воскресенье» Оскара Рабина так хватает за сердце. Иконопись нонконформистов осталась глубокой, неформальной, выстраданной, каким и было по существу их искусство. Мы в известной степени ходим в музеи, чтобы найти там себя. Потому такой восторг вызывают работы художников, близких по группе крови.

Кроме Зверева и Рабина выставлены произведения Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, ленинградских художников Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова. Многие из них дружили при жизни, а их работы, оказавшись на этом вернисаже, явно ведут какой-то свой зашифрованный доброжелательный диалог.

«Это было удивительное время: «Бульдозерная выставка», противостояние официального и неофициального искусства, когда все было на острие, — рассказала заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. — Мы помним эти спектакли и фильмы, и в изобразительном искусстве то же самое. Андеграунд 60-80-х годов — сознательный срез наиболее интересного, важного и разнообразного. В таком объеме и разнообразии наши зрители этот материал еще не видели. И очень хорошо сделана сама выставка, мы нашу роль видели в том, чтобы не мешать. Тут есть чему поучиться».

Наталия Опалева начала собирать работы художников-нонконформистов 20 лет назад. Сегодня коллекция основателя Музея AZ является одной из самых ярких и значительных. Она была представлена во Флоренции в Фонде Франко Дзеффирелли, а затем в проекте «Свободный полет», который в 2019 году открыл Западное крыло Новой Третьяковки.

Нынешний ее проект дополнен каталогом, а также специально разработанными путеводителями по выставке для взрослых и детей. Кстати, дети прекрасно реагируют на эти образы, поскольку сами они от природы — прирожденные абстракционисты, исследователи формы, цвета, линии. Образовательную и исследовательскую миссию Наталия Опалева считает очень важной для музея.

P.S. Выставка в Русском музее пройдет по 29 мая 2023 года.