Министр Абызов напомнил о себе

Как только Дмитрий Медведев заявил о намерении сократить госаппарат на 10%, как нашлись первые желающие

Не успел премьер-министр Дмитрий Медведев сообщить депутатам, что хочет сократить госаппарат на 10%, как нашлись первые желающие. Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов заявил, что подотчетное ему ведомство готово задачу выполнить и перевыполнить.

«Мной уже подготовлены предложения по сокращению на 10% департамента по обеспечению деятельности Открытого правительства в составе аппарата правительства РФ, — доложил министр Михаил Абызов. — По итогам комплексного аудита и реорганизации департамента будут подготовлены и направлены дополнительные предложения по оптимизации еще на 10%».

Чиновник дает очень правильное обоснование собственной кровожадности: «Государство должно сокращать ненужные и излишние функции. Этот раздутый функционал дополнительной нагрузкой ложится на бизнес, граждан в виде проверок, контроля, различного рода надзора. А в некоторых регионах мы часто сталкиваемся с тем, что чиновничий аппарат сам себе находит работу, придумывает функции, чтобы оправдать свое существование».

Здесь, правда, на язык просится вопрос: а кто нынче находит работу департаменту самого господина Абызова? И что это за работа?

Увы, внятного ответа пока нет. Почти год назад на специальном совещании у главы кабинета министров обсуждались итоги первого года работы системы «Открытое правительство». Отмечалось, что в ее рамках «было рассмотрено 30 законопроектов, среди которых законы об образовании, об охране окружающей среды, об основах социального обслуживания населения, а также несколько десятков государственных программ и концепций».

Однако страна об этом почему-то почти ничего не знает. Или совсем ничего. Неизвестно, насколько лучше стали законопроекты после обсуждения Открытым правительством, что изменилось в их применении и т. д. А при более детальном рассмотрении выясняется, что новая структура занимается в основном лишь параллельным обсуждением проблем, которые изучают и решают другие органы власти или общественные организации. И толку от такого дублирования — ноль.

В нынешнем году Открытое правительство организовало самообследование 63 федеральных органов власти на предмет их открытости. На подведении итогов выяснилось, что чиновники весьма критично оценивают достигнутые успехи: из 300 возможных баллов они выставили себе лишь 110. Лучшие оценки получили ФМС, Роструд, Роспотребнадзор и Минобрнауки.

Но тут же возникло подозрение, что и в таких отчетах много липы. Как заявил член экспертного совета при правительстве Александр Брагин, занявшая первое место Федеральная миграционная служба поставила себе высшие оценки по таким параметрам, как публичная отчетность и публикация планов деятельности.

Однако «необходимая информация на сайте ведомства представлена недостаточно или вовсе отсутствует».

А Росимущество, дважды отказывавшееся сформировать при ведомстве общественный совет, дало себе самую высокую оценку именно по этому показателю. И так далее. Михаилу Абызову пришлось пообещать, что «формального отношения к результатам сделанной оценки и к дальнейшей работе не будет».

Вообще более или менее пристальный взгляд на эту новую для России структуру обнаруживает немало странного. Например, на сайте Открытого правительства можно встретить такую формулировку: «В рамках Совета по открытым данным при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства был проведен опрос среди общественных и коммерческих организаций, а также целого ряда экспертов на предмет перечня востребованных данных, подлежащих публикации федеральными органами исполнительной власти». Стоило ли ради этого создавать при Правительственной комиссии дополнительный Совет по открытым данным? И это не единственный чиновничий ребус такого рода. Но зарплаты эти люди получают вполне реальные и немалые.

Будем, однако, надеяться, что обещание сократить госаппарат хотя бы на десятую часть не будет забыто. В предыдущий раз аналогичная операция проводилась пять лет назад. Проведенный анализ показал, что число чиновников в стране росло неприличными темпами — по 10-11% ежегодно, и это на фоне общего сокращения численности населения в России. Один госслужащий тогда приходился на 58 сограждан, а расходы на госуправление в последние годы выросли почти на 30%. Тогдашний премьер-министр Владимир Путин поставил задачу за три года уменьшить численность аппарата правительства на 20%. И то же самое сделать в регионах. Похоже, пришла пора повторить.

Хотя если уж браться за дело, то зачем ограничиваться полумерами? Совсем недавно глава Совета Федерации Валентина Матвиенко агитировала министра финансов Антона Силуанова уполовинить число федеральных чиновников в регионах: не отделываться «декоративными мерами», а «рубануть один раз». И заверила, что «никто даже не заметит в регионах, что в два раза сократилось количество федеральных чиновников».

Рискнем предположить, что все-таки заметят. Ведь меньше станет облеченных властью контор, которые плодят бумаги и требуют отчетов.