Волнения в проливе

Мост в Крым - самая насущная потребность

Шторм в минувшие выходные блокировал все российские переправы на Крым. Еще в субботу, 21 июля, было закрыто пассажирское паромное сообщение на Керченской переправе. Остановлены грузовые потоки по маршрутам Геленджик — порт Керчь и Новороссийск — Феодосия. На берегу сразу скопилось дикое количество машин и людей. Очередь растянулась на десятки километров. Порты Кавказ и Крым пропускают сейчас до 10 тысяч пассажиров и 2 тысячи авто в сутки. Каждые 15 минут в очередь на паромы встают до 10 легковушек. И вся эта масса вдруг оказалась в полном заторе.

Переправа будет закрыта два дня из-за ураганного ветра, который способен перевернуть суда. Решение о закрытии грузопассажирской линии было принято совместно со всеми ответственными ведомствами. Все пассажиры — владельцы машин, которые ожидали очереди на паром, предупреждены сотрудниками ГАИ и развернуты на ближайшие города. Общественный транспорт ожидает на территории накопительных площадок, заверили в Единой транспортной дирекции.

Несмотря на предупреждения, уже к полудню первого штормового дня в очереди по обеим сторонам переправы стояло по 400-600 машин. Власти отчаянно просили автолюбителей воздержаться от поездок в Крым и по возможности переждать непогоду на материковой части России. Днем, когда ветер немного стихал, временно запускали в работу паромы малой вместимости «Керченский-2», «Николай Аксененко» и «Ейск». Время в пути из-за ветра увеличилось до полутора часов в одну сторону, хотя обычно хватало 30 минут. Огромный греческий паром «Ионас» не мог выйти в рейс в такую погоду и оставался на рейде.

Чтобы хоть как-то разгрузить огромную очередь, первыми на переправу пропускали женщин с детьми, ветеранов и инвалидов, беременных, пассажиров по «единому билету», рейсовые междугородние автобусы. А на берегу третьи сутки оставались еще 15 тысяч человек!

...Как уже сообщал «Труд», в начале июня Керченская паромная переправа была полностью переориентирована на пассажирские перевозки. Ровно месяц назад здесь совершил первый рейс огромный «Ионас» (за один рейс он может вместить до 170 авто и более 600 человек). Судно английской постройки взяло на себя основную нагрузку по перевозке через пролив людей и легкового транспорта. Сначала «Ионас» курсировал только днем и без сменного экипажа. Сейчас паром обслуживается двумя экипажами Греции и Кипра, что позволяет обеспечивать бесперебойную работу, по 10 рейсов в сутки. Конечно, если нет шторма — «грек» обладает критической парусностью и реально может завалиться.

Теперь к общей системе подключили 40-метровые катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2», курсирующие по маршруту Анапа — Феодосия — Ялта.

Каждый вмещает по 250 пассажиров. Оба корабля были произведены 20 лет назад в Сингапуре. Одно место из Анапы до Ялты стоит 2,7 тысячи рублей. Хотя если приобретаешь «единый билет», катамаран обходится дороже обычного билета на поезд до Краснодара или Анапы всего на 350-750 рублей, в зависимости от дальности города-курорта Крыма.

По сути, это предел возможностей переправы. Керчь работает в авральном режиме, но и при таком напряжении накануне Дня России люди в очереди на таманском берегу ждали крымских паромов по девять часов подряд!

Все грузовые фуры гонят в Новороссийск. Прежним керченским маршрутом грузовики теперь не едут. На грузовой переправе Новороссийск — Феодосия ввели в строй еще один паром — «Новороссийск». Новый паром в реверсном режиме поможет уже действующему на этой линии «Посейдону». Хотя новым его назвать можно только условно: судно постройки 1979 года раньше называлось «Улусой-2» и ходило под флагом Турции. Так вот, за один рейс «Новороссийск» перевозит 85 трейлеров. Плюс 120 единиц грузового транспорта на «Посейдоне». Время в пути составляет 8-9 часов. Кроме того, до июля в работу планируется ввести судно «Улусой-1». Этот паром имеет аналогичные технические характеристики и будет носить название «Севастополь». Стоимость провоза грузового автотранспорта — около 20 тысяч рублей в зависимости от габаритов грузов.

— Пока мы ожидаем прибытия «Севастополя», принято решение временно запустить в работу дополнительный грузовой паром «Алтай» вместимостью до 75 грузовых автомобилей, — обнадежила Единая транспортная дирекция. — Он будет ходить по маршруту Геленджик — Керчь — Геленджик. «Алтай» рассчитан на перевозку только грузовых автомобилей. Их водители будут отправляться на автобусах через Керчь и ожидать свои машины в зоне прибытия судна.

Паромы выводят на маршрут один за другим, но все равно обычная «крымская» очередь в Новороссийске — 150-200 фур. Ждут переправы по несколько суток подряд. Немало случаев, когда товар в грузовиках портится.

Любому, кто стоит в таких заторах или ждет грузы, становится предельно понятно: без моста через Керченский пролив российский Крым нормально развиваться не сможет. Курортная сфера, торговля, производство — все требует нормального транспортного сообщения с полуостровом. Прежние маршруты закрыты. Пока на Украине буйствуют нацисты, никто в здравом уме не поедет через самостийную территорию.

Между тем перспектива моста остается зыбкой, как грунт керченского дна. Единственная конкретика: Минтранс окончательно отказался от идеи строительства тоннеля, «поскольку тоннельный переход опасен». Об этом рассказал прессе замминистра транспорта Сергей Аристов. Решение по окончательному проекту обещают принять в течение месяца. Крайней датой завершения строительства переправы через Керченский пролив пока называют 2018 год.

— Предполагается совмещенный железнодорожный и автомобильный мост, определены две точки у косы Тузла, — сообщил замминистра. — Тем самым строительство не будет мешать ныне действующим паромам.

Отвечая на вопрос о возможности участия китайских компаний в строительстве этого моста, Аристов сказал:

— С контрактами мы пока не торопимся. Заинтересованных инвесторов очень много, у нас есть право выбора.

Итак, есть только рекомендованные общие параметры: совмещенный двухуровневый мост с четырьмя автодорожными полосами и двумя железнодорожными путями в Тузлинском створе. Эксперты госкомпании «Автодор» оценили такой вариант с учетом подъездных путей и подготовительных работ в 295,6 млрд рублей. Еще по 750-790 млн в год потребуется на содержание моста. Президент России Владимир Путин к 1 июля поручил правительству окончательно определить стоимость и источники финансирования.

До сих пор не решено, кто будет заказчиком строительства. Обсуждался вариант поручить проект компании «РЖД» — у нее есть опыт возведения масштабной совмещенной трассы в Сочи. Среди китайских компаний первой идет China Communications Construction Company (СССС). Как заявил председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах, переговоры об этом велись на транспортно-логистической выставке в Шанхае. Полномочные представители СССС сами посетили Керчь. Китайские спецы говорили о своей готовности начать работу самостоятельно или в консорциуме, как подрядчик и проектировщик. Они строили мосты и дороги в Малайзии, Индонезии, Таджикистане и Эфиопии.

— Китайские партнеры готовы брать на себя долгосрочные обязательства, вкладывать и даже вести взаиморасчеты в рублях, — утверждает Сергей Кельбах. — Это позволит избежать валютных рисков.

Характерно, что месяц назад украинские СМИ с нескрываемой радостью обсуждали тему: мол, Китай отказался от участия в строительстве моста через Керченский пролив. Такой вывод был сделан после того, когда в официальном перечне из 47 документов, подписанных в рамках официального визита Владимира Путина в КНР, не появилось соглашения о совместном строительстве моста через Керченский пролив.

— Участие или неучастие Китая в проекте строительства Керченского моста — это индикатор реального отношения Поднебесной к оккупации Крыма, — утверждал директор киевского Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. — Отсутствие соглашения сигнализирует о том, что Пекин не будет инвестировать миллиарды в территории с непризнанным статусом.

:Зато сейчас киевские источники молчат, словно набрали в рот соленой черноморской воды. Крымчане уже не обращают внимания на злобных соседей. Главное, чтобы мост появился как можно скорее.

P.S. Задержки с реализацией «крымских проектов» нежелательны, хотя случаются. Так, Черноморский флот получит серию новых фрегатов на год позже — в 2017-м, а не в 2016 году, как планировалось ранее. Об этом Севастополю сообщил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».

Причина опоздания — шестой фрегат будет заложен позднее, чем планировалось первоначально. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» спущен на воду нынешней весной, на нем идут достроечные работы. К концу года фрегат должен быть сдан флоту.

А в это время

Министры иностранных дел стран Евросоюза договорились запретить импорт товаров из Крыма в Евросоюз. Советник руководителя Республики Крым по экономическим вопросам Рустам Темиргалиев заявил, что запрет на импорт из региона не окажет существенного влияния на экономику: «Для виноделов и сельхозпроизводителей главным рынком остается Россия, а продукция химических предприятий высоко востребована в Китае и Индии».