Вечная крымская весна

Выставка «Хайтарма. Искусство крымских татар» проходит в Музее искусств народов Востока в Москве

В Музее Востока на Никитском бульваре проходит выставка «Хайтарма. Искусство крымских татар», поддержанная Фондом Марджани. Ее подготовка началась в одних политических обстоятельствах, а закончилась в совершенно иных.

Хайтарма — традиционный крымско-татарский танец. В переводе — «возвращение». Начиная готовить выставку больше года назад, организаторы, конечно, не могли предвидеть присоединение Крыма к России, — они имели в виду совсем другие политические события: депортацию крымских татар, которая началась 70 лет назад, в мае 1944 года, и их последующую репатриацию. Этой теме посвящены живописные работы крымско-татарского художника Мамута Чурлу, которые передают ужас отчуждения целого народа от дома, родины и традиций. На картинах — пугающе одинаковые вагоны, на которых татары отправились в Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. Брошенные дома, сломанные заборы...

Сейчас и без того многозначная «Хайтарма» обрела новый подтекст. О присоединении Крыма на открытии выставки говорили в основном с надеждой на возрождение традиций, на поддержку крымско-татарского народа.

Главное — что, несмотря на сложную историю XX века, крымским татарам все же удалось сохранить свои традиции. Именно это и поражает больше всего на выставке. Большинство экспонатов относятся к декоративно-прикладному искусству, и неопытный взгляд не отличит вещь с вековой историей от той, что была сделана молодым автором в минувшем году. Вот, например, традиционные ювелирные украшения: филигранная манжета из золота начала XX века, а рядом — кисеты в исполнении Хатидже Юнусовой 1981 года и Алиме Гусеновой 2013-го. Ювелирное мастерство было одним из главных ремесел крымских татар. Особенного внимания заслуживает ажурная филигрань — техника, которая позволяет добиваться от благородного металла невероятной покладистости. Ажурной филигранью украшен даже национальный костюм знатных крымских татар.

Среди других ремесел — ткачество, вышивка, керамика. Каждый из предметов, будь то молитвенный коврик намазлык, полотенце для лица юзбез или обычная тарелка, украшен узнаваемым орнаментом с белыми цветами (символом «вечной весны» — так, кстати, крымские татары называют Южный берег Крыма), древом жизни, полумесяцем, морем, рыбами с жемчугом во рту: Преемственность традиций очевидна, но отыскать два одинаковых предмета не получится: каждый из них — уникальное творение художника.

Многие работы сделаны совсем молодыми авторами. Некоторые из них — ученики Мамута Чурлу и члены созданного им объединения «Чатыр-Даг», призванного возрождать и укреплять крымско-татарский промысел. Его художники находят редкие предметы, изучают древние орнаменты и на их основе создают эскизы для новых произведений. Инициатива — полностью частная. По словам Мамута Чурлу, государство никак не поддерживало декоративно-прикладное искусство с момента депортации. «Моя попытка сотрудничества с Министерством культуры Крыма закончилась инфарктом и операцией на сердце, — рассказывает Мамут. — Проект не получил ни копейки от государства, мы все делаем сами, а если надо, находим спонсоров».

Как же без поддержки властей удалось сохранить художественные ремесла? И Мамут Чурлу, и организаторы выставки однозначно говорят: семья — главный хранитель традиций и обрядов. Так, девушки до сих пор готовят себе приданое — ткут и вышивают полотенца, скатерти, салфетки...

Сейчас государство у крымских татар снова изменилось. Георгий Ивлиев, заместитель министра культуры РФ, на открытии выставки обещал помощь: «Мы верим, что в нашей семье художники из Крыма находят свое место, и видим, что в этом ряду они показывают произведения, которые новыми красками раскрашивают культурную жизнь всей России».

Слова правильные — но придет ли обещанная поддержка? Покажет время.