Это вам «Кино», а не киношка!

Первый канал покажет фильм-концерт «Группа «Кино»-2021». Это рождение нового музыкального мира или всего лишь аттракцион?

25 июня Первый канал представляет телезрителям фильм-концерт «Группа «Кино»-2021», где, как было обещано в анонсе, вычищенный цифровым образом голос культового рок-персонажа предстает в современном инструментальном сопровождении. Именно так он мог звучать, имей Виктор Цой в своем распоряжении технические возможности XXI века. И вот интересный вопрос: наблюдаем ли мы с вами рождение нового музыкального мира или это лишь аттракцион, которому не дано потрясти основы шоу-бизнеса?

Задумка сына Виктора Цоя Александра, пригласившего бывших музыкантов группы «Кино» Александра Титова, Игоря Тихомирова и Юрия Каспаряна «живьем» сопроводить воспроизведенное с помощью экрана и компьютерной редактуры пение его отца, была воплощена в жизнь на концертных площадках в январе в Санкт-Петербурге и в мае в Москве. Но далеко не все фанаты в пандемийной кутерьме смогли эти концерты отследить. А те, кто рассчитывал увидеть и услышать программу на летнем фестивале «Дикая мята», промахнулись: власти Тульской области под давлением тревожных сводок о распространении коронавируса отменили праздник буквально посреди ночи накануне его открытия в минувшие выходные.

Обидно, конечно. Тем более отзывы даже самых придирчивых критиков, побывавших на концертах, звучали более чем благосклонно. А вначале думалось, что все закончится провалом, обвинениями в наивном стремлении второй раз шагнуть в ту же реку или, того хуже, в желании заработать на ностальгии и культе музыканта, далекого от всяческой попсы. Но оказалось, что если действовать по уму, тонко и точно соединить видео-ряд с музыкальным сопровождением, то все работает, погружая публику в блаженнейшую негу: и оцифрованные треки Виктора, и стоящий в гордом одиночестве на сцене микрофон, и частично упрятанные в фонограмму партии гитаристов.

«Кино» без Цоя — формат уникальный, однако далеко не самый продвинутый в плане технологии. Прогресс не стоит на месте, уже есть способы реинкарнации кумиров покруче — например, их голограммы, трехмерные цифровые копии, дающие шокирующий эффект. На Западе таким образом воссоздавали Майкла Джексона, Тупака Шакура, Фрэнка Заппу: У нас — культовых персонажей русского рока: Михаила «Горшка» Горшенева на его 45-летие в 2018-м и того же Цоя в год его 50-летия — в 2012-м.

И все же говорить о революции в шоу-бизнесе пока рано. Самый очевидный барьер к массовому воскрешению кумиров — качество продукта. Пусть 3D-картинка движется в ритм музыке, но почему-то так и тянет прокричать вслед за Станиславским: «Не верю!» Вот и зрители той «юбилейной» цифровой копии Цоя (не путать с видеорядом нынешнего проекта его сына) справедливо сетовали на неестественность изображения...

С проблемами техническими, без сомнения, справится время. Рано или поздно все ахнут: вот он, как живой! Но вслед за этим во весь рост встанет вопрос этический. Уже проект сына Цоя и музыкантов группы «Кино» со всеми спорами вокруг него показывает, что без этики в столь деликатном деле не обойтись. И в ряде случаев лучше пожертвовать технологией, чтобы избежать обвинений в обмане и кощунстве. Ну что-то вроде того, как ловко «состаренная» картинка в историческом кино позволяет нам дистанцироваться от изображенных на пленке событий.

Но главное даже не это. Допустим, голограммы черед десяток-другой лет станут таким же привычным явлением, как концерты двойников Верки Сердючки на бескрайних просторах Отечества. Став чем-то вроде киношки в сельском клубе, голограммы не смогут рассчитывать даже на тот ажиотаж, который когда-то имели дублирующие составы «Ласкового мая» или «Стрелок», чесавшие по городам и весям. Во-первых, потому что от двойников за последние 30-40 лет публика здорово устала. Во-вторых, для успеха у зрителя должна быть хотя бы иллюзия присутствия кумира, прикосновения к звезде, а не к ее цифровым мощам. «Я Киркорова видела» — событие. «У нас голограмму Бедросовича показывали» — рутина.

Ну а то, что стало рутинным, не приносит сверхдоходов. А все, что не приносит сверхдоходов, не способно совершить революцию в шоу-бизнесе. Простая арифметика.

P.S. Упомянутый фестиваль «Дикая мята» сообщил, что отмена уже готового на 100% события обернулась материальным ущербом в 98 млн рублей. Известия о подобных отменах прилетают со всех сторон. Видно, будут приходить еще долго, поскольку конца пандемии не видно. Так что не исключено: шоу-бизнес бросит все креативные силы на изобретение новых технологий, которые еще более отдалят живого исполнителя музыки от живого ее слушателя. Техники станет больше, жизни — меньше.