А мы пойдем на Север

Россия готова защищать Арктику до последней льдинки

Сегодня Владимир Путин прилетит в Салехард — на третий международный арктический форум (МОФ) «Арктика — территория диалога». В работе форума также примут участие президент Финляндии Саули Ниинистё, президент Исландии Оулавюр Гримссон, председатель группы старших должностных лиц по Арктике в Арктическом совете Патрик Борби, ведущие российские и зарубежные эксперты по Арктике, губернаторы северных российских регионов, руководители крупнейших компаний — всего около 700 человек. Тема нынешнего обсуждения — проблема экологической безопасности освоения Арктики. Ее предложил форуму российский президент в 2011 году, когда в далеких от наших берегов краях затеяли спор о праве на разработку месторождений арктического шельфа.

Напомним, что еще раньше, в 2010 году, Владимир Путин был инициатором создания этого своеобразного клуба стран Арктического бассейна. Практическим организатором МОФ стало Русское географическое общество, ведущее свою историю с 1845 года. С 2009 года, когда РГО возглавил Сергей Шойгу, а председателем попечительского совета стал Владимир Путин, на общество обратили внимание крупнейшие российские бизнесмены и политики, и оно превратилось в элитный клуб по интересам — государственным политическим и экономическим интересам России.

Арктика в первоочередном порядке относится к российским интересам крайней важности. Потому что тут богатейшая кладовая природных ископаемых, которая еще не открыта. «С этим регионом связаны геополитические интересы российского государства, — заявил Владимир Путин в 2010 году, посещая остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. — В арктических широтах находятся базы нашего флота, маршруты патрулирования дальней авиации. Здесь же — и экономические интересы, добыча полезных ископаемых, важные транспортные коммуникации Северного морского пути...»

В нынешнем году президент утвердил Стратегию развития Аркти-ческой зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Своего рода план действий по реализации суверенитета страны и наших национальных интересов в Арктике, в том числе применения мер защиты при освоении российских арктических месторождений.

А защищать нужно многое. Стратегия предусматривает разработку месторождений хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, а также коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ. И это лишь начало. Однако для реализации планов нужно добиться международного признания территориальных прав России в этом регионе.

Еще в 2001 году Россия подала заявку в ООН, что подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане является продолжением Сибирской континентальной платформы — значит, прилегающие к нему около 1 млн кв. км арктического шельфа являются российскими.

Между тем Дания считает этот хребет продолжением Гренландии. ООН российскую заявку не отвергла, но и не удовлетворила, порекомендовав провести дополнительные исследования. В 2007 году российская экспедиция опустила в районе этого хребта на глубину более 4 километров российский флаг и капсулу с посланием будущим поколениям. Но в международном Арктическом совете этот российский шаг вызвал бурное возмущение. Споры продолжаются и по сей день.

Между тем на богатства Арктики облизывается уже полмира. Понятно, когда все восемь стран, имеющих выходы к арктическим морям и входящих в Арктический совет, разрабатывают и принимают свои национальные стратегии в отношении Арктики. Но находится немало желающих объявить этот регион «свободной зоной для всех». Тем более что арктические льды начали быстро таять — это облегчает северное судоходство и удешевляет доступ к подводным месторождениям. Подсчитано, например, что коммерческий рейс из Шанхая в Гамбург через Берингов пролив будет на 6400 километров короче классического маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Денежный выигрыш может измеряться космическими суммами. Плюс гарантия безопасности, поскольку сомалийские пираты сюда точно не доберутся.

Еще одна манящая цифра — из проведенного в 2008 году анализа Геологической службы США: под полярными льдами Арктики может находиться 30% неразведанных мировых резервов природного газа и 13% — нефти. А это триллионы и триллионы долларов.

Но уже появляются и рецепты использования арктических просторов в военных целях. «Арктика — это центр, который выходит во все океаны. Если однажды Китаю удастся разместить там атомную подводную лодку, он создаст условия для стратегического сдерживания Европы, России и США» — такое заявление пекинского военного эксперта не так давно просочилось в прессу.

Пришлось секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву делать специальное предупредительное заявление: «Россия создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей и пограничных служб: Решены многие вопросы с возвращением авиации в Арктику:» В нынешнем году эти обещания начали выполняться — воссоздается база на Новосибирских островах.

Тем временем о своем намерении построить арктическую базу на острове Корнуоллис объявила Канада. «Это стало бы важнейшим событием для Арктики и способствовало бы укреплению канадского суверенитета на севере», — комментировали эту идею канадские власти. Активно расширяется военное присутствие в Арктике и всех других стран этого бассейна. Дания еще в 2009 году объявила о создании особого арктического военного командования, а также сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. После чего Норвегия перенесла ставку своего командования за полярный круг, а США и Канада начали проводить в Арктике регулярные военные учения.

Понятно, что сегодня будут говорить не о военном, а об экологическом аспекте освоения Арктики. Например, о выполнении программы очистки островов от порожней тары из-под горючего — десятков тысяч бочек (только на эти цели Россия уже выделила 2,3 млрд рублей до 2015 года). О новых безопасных технологиях разработки месторождений полезных ископаемых. «Именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере», — говорит российский президент. О комплексном развитии северных территорий страны, строительстве новых портов и новых морских судов (сегодня у России 10 ледоколов, нужны еще три атомных и шесть дизель-электрических, а всего до 2030 года для освоения Севморпути требуется построить 512 новых судов). И так далее.

Нам нужно осваивать нашу Арктику без промедления, но так, чтобы весь мир видел: русские ведут себя на Севере абсолютно по-хозяйски — умело и очень-очень бережно. Чтобы сохранить природу для потомков и выбить козыри из рук тех сил, которые под лозунгами защиты окружающей среды ведут атаку на российские интересы в Арктике.

P. S. Вчера арестованное во время проведения акции против нефтяного освоения Арктики судно Greenpeace вместе с экипажем было отбуксировано в Мурманск. Против участников акции за нарушение границы и попытку проникновения на режимный объект возбуждено уголовное дело.