ДУХ ТВОРЧЕСТВА ОСЕНЯЕТ РОССИЮ

Два года назад "Труд" рассказал о первом международном конкурсе композиторов "Мастерпрайз" ("Приз мастеру"). Конкурс этот был учрежден по инициативе британского мецената Джона Макларена. Тогда масштабы соревнования удивили даже самих его устроителей - из 60 стран мира поступило около 1300 партитур.

Жюри (в составе которого на разных этапах были и наши соотечественники Мстислав Ростропович, Владимир Ашкенази, Андрей Головин) пришлось изрядно потрудиться, прежде чем определились 15 полуфиналистов (их работы озвучил симфонический оркестр Би-би-си), затем - шестерка финалистов (их пьесы сыграл Лондонский симфонический оркестр) и, наконец, призеры. Напомню: в голосовании тогда приняли участие и рядовые слушатели, поскольку отобранные арбитрами произведения транслировались по радио (в том числе по Радио России).
Всего по почте и телефону высказали свои предпочтения 36 тысяч человек, чьи голоса в пропорции 50:50 суммировались с голосами профессиональных экспертов. Первое место заняла симфоническая пьеса 24-летнего англичанина Эндрю Марча "Морской вид сквозь деревья". Вторую премию получила 28-летняя выпускница Московской консерватории (класс профессора Татьяны Чудовой) Виктория Борисова-Оллас. Ей же достался специальный приз музыкального обозревателя "Труда", участвовавшего в финальной церемонии конкурса в одном из крупнейших концертных залов Лондона - "Барбикан-холле".
Тогда же "отец-основатель" "Мастерпрайза" пообещал, что не позже 2000 года состоится следующее соревнование. И не обманул. Недавно в редакции раздался звонок, и я услышал голос помощницы Макларена: Джон в Москве и хочет встретиться.
- Обожаю музыку с детства, хотя жизнь сложилась так, что она не стала моей профессией, - признался Макларен, который был дипломатом, банкиром, а теперь он писатель, автор политических детективов, по его сценариям в Голливуде снимают фильмы. - Уже в 15-16 лет первые свои самостоятельные заработки я тратил на пластинки (недельной зарплаты за труд в горячем цеху кирпичного завода как раз хватало на два долгоиграющих диска). Меня всегда поражал разрыв между творчеством композиторов-авангардистов и вкусами так называемой массовой публики. Очень хотелось, чтобы авторы, не впадая в упрощение, в то же время постарались сделать свои произведения более доступными пониманию слушателей. Именно эта задача сформулирована как главная в условиях конкурса "Мастерпрайз". И вы видите, как горячо откликнулись на нее композиторы. Они написали очень образные сочинения, богатые яркими оркестровыми красками, а главное - красивые. Это ценнейшее качество, в последние десятилетия почти совсем утраченное симфонической музыкой. Не зря, например, партитура Эндрю Марча с успехом исполнялась уже в восьми странах.
- В том числе и в России, причем одним из лучших наших коллективов - Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского под руководством дирижера Владимира Федосеева.
- Я слышал запись этого концерта. Должен сказать, что русское исполнение вещи Марча мне нравится даже больше, чем то, которое продемонстрировал Лондонский симфонический оркестр.
- А как развивалась карьера прочих финалистов "Мастерпрайза"?
- Конечно, мы заинтересованы в их успехе. Стараемся оказать поддержку. Например, Эндрю получил специальный грант на написание нового сочинения. Знаю также, что благодаря нашим договоренностям с оркестрами пьесу Виктории Борисовой "Крылья ветра" играли в Америке, других странах... В общем, эксперимент под названием "Мастерпрайз" удался. Поэтому сейчас мы объявляем "Мастерпрайз-II".
- Он будет чем-то отличаться от первого конкурса?
- Чтобы расширить возможность участия в "Мастерпрайзе-II" композиторов всех возрастов, мы принимаем сочинения вне зависимости от времени их написания - не обязательно новые. Единственное условие - чтобы их публичная премьера в платном концерте состоялась после 7 апреля 1998 года - даты окончания "Мастерпрайза"-I. Кстати, теперь и размер пьес не столь ограничен - их длительность может достигать 15 минут. Финиширует состязание в Лондоне 10 октября 2001 года.
- Знаю, что в 1998 году вы рассчитывали на гораздо более активное участие российских композиторов в соревновании.
- К сожалению, камнем преткновения для многих стал вступительный взнос. Поэтому на сей раз мы решили от него отказаться: участник без каких-либо предварительных формальностей присылает партитуру под условным номером. Мы сейчас вообще занимаемся подъемом международного статуса "Мастерпрайза". Уже договорились при содействии Европейского вещательного союза, что радиооркестры Финляндии, Испании, Ирландии, Польши и других стран возьмут в свой репертуар наиболее интересные из присланных сочинений, запишут их на CD, который мы намерены дать не только в радиоэфире, но и по Интернету, чтобы пользователи всемирной информационной сети тоже попали в число голосующих. Конечно, в числе самых верных друзей "Мастерпрайза" продолжает оставаться Британская вещательная корпорация. Ну и, как видите, сегодня я здесь, в России - и в первую очередь с целью популяризации идеи "Мастерпрайза". У меня уже состоялись обнадеживающие встречи в союзах композиторов России и Москвы, в Московской консерватории...
- Судя по результатам предшествующего конкурса, вам придется объехать не меньше 60 стран...
- Нет, специально я посещу только две - Россию и Америку. Потому что считаю их музыкальные, симфонические традиции определяющими. Вообще очень люблю русскую культуру. Москва - потрясающий город, один из красивейших в мире, к тому же динамично развивающийся, судя по изменениям, происшедшим с моего первого визита сюда в 1991 году. От себя добавлю, что я очень ценю сотрудничество с вашей газетой, которую знают, читают во всех уголках России. И надеюсь на укрепление этого сотрудничества. В том числе и при проведении "Мастерпрайза-II". Рассчитываю, например, что вы вновь учредите спецприз для конкурсантов, а мы, в свою очередь, подарим подписчику "Труда", угадавшему итоги соревнования, современную звуковоспроизводящую технику...