И вот, похоже, нашли крайних

 Госдума готовится отменить полную страховку банковских вкладов населения.

«Нас волнует, что многие вкладчики, которые сегодня размещают свои накопления в российской банковской системе, сделали из страхования вкладов своего рода бизнес, который нас тоже не очень устраивает», – заявила глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина на финансовом форуме в Риме.

Речь идет о вкладчиках, которые раскидывают свои деньги по различным банкам с высокими депозитными ставками. И в случае банковского краха им возвращают не только минимальные 700 тысяч рублей, установленные законом о страховании, но и все имеющиеся у них капиталы. Депутата с зарплатой, уже сегодня вдесятеро превышающую среднюю по стране, это «не очень устраивает».

Напомним, что на прошлой неделе лишился лицензии Мастер-банк, на депозитах которого хранилось около 47 млрд частных рублей. Подавляющее большинство этих денег было застраховано в Агентстве по страхованию банков (АСБ) и подлежит возврату хозяевам. «Мы полагаем, что это не очень правильно», – говорит Бурыкина.

Спрашивается: зачем же государство придумывало и внедряло нынешнюю систему страхования банковских вкладов? Более того, нынешним летом в правительстве обсуждался вариант повышения размера страхового покрытия: с нынешних 700 тысяч рублей до миллиона. Тем самым предлагалось повысить доверие сограждан к отечественной банковской системе. Но теперь почему-то задули другие ветры.

Власть обвиняет «несознательных» сограждан, что они несут денежки в проблемные банки, завлекающие высокими процентами, несмотря на риск банкротства. Но кто мешает финансовым властям страны жестко контролировать банковскую систему и вовремя принимать меры – чтобы не было ни чрезмерно высоких ставок, ни других проблем? К примеру, закрытый нынче Мастер-банк давно имел криминальную славу «помоечного» – это еще до своей отставки признал глава ЦБ Сергей Игнатьев.

Теперь власть намерена переложить на население страны не только обязанность отделять «плохие» банки от «хороших», но и финансовую ответственность за действия малограмотных или непомерно жадных банкиров, уже получивших официальное признание (лицензии) Центрального банка страны и находящихся под его якобы бдительным контролем.

Мировая практика уже имеет первый такой опыт – на офшорном Кипре, где прогоревшие банки от банкротства спасали за счет вкладчиков. После чего тамошний глава страны Никос Анастасиадис сказал: «Я искренне надеюсь, что этот прецедент в отношении Кипра не будет применяться где-нибудь еще в Европе».

Но именно Европа, возможно, вскоре возьмет этот метод на вооружение: в Европарламенте уже рассматривается законопроект о механизме защиты банков с помощью средств вкладчиков. Документ предлагает сохранить нынешнюю систему страхования банковских депозитов с лимитом 100 тысяч евро, но разрешить с 2016 года использование вкладов, превышающих эту сумму, «для поддержания устойчивости банков и предотвращения банкротств».

Россия может оказаться в этом деле лидером, сохранив, в отличие от Европы, полную страховку частных вкладов лишь до лимита 15–16 тысяч евро (по нынешнему курсу). К чему это приведет, догадаться нетрудно: из нашей страны уже сегодня идет массовый отток капитала (до 60 млрд долларов в год), а объем российских инвестиций за рубеж ныне стабильно превышает приток иностранных инвестиций в страну. Теперь еще и частные вклады населения начнут покидать нашу родину в массовом порядке…