Игра на поражение

Игра на поражение

Кампания по выборам президента Россия вступила в свою новую фазу. Определились 6 участников предстоящих баталий, троим из которых предстоит собрать в свою поддержку 2 миллиона подписей потенциальных избирателей. Наивный читатель ужаснётся, представив как сотни и тысячи наёмных и добровольных сборщиков автографов разбредутся по России в поисках своих подписантов, стуча в каждую закрытую дверь. Однако не спешите прислушиваться к каждому подозрительному шороху из-за двери. Скорее всего, к вам никто не постучится. Как, впрочем, к десяткам других ваших друзей и знакомых.

Процедура сбора подписей в поддержку того или иного кандидата - занятие, будем откровенны, крайне утомительное, трудоёмкое и неблагодарное. "Попробуйте заполнить подписной лист по времени, заполнить все графы, и посчитайте, сколько надо времени на 2 миллиона подписей, посчитайте количество сборщиков, и вы увидите, что это нереально даже во временном интервале. А прибавьте сюда еще и переходы из одной квартиры в другую - это тоже время", - считает член ЦИК от ЛДПР Александр Корбинский.

И то верно, достаточно один раз побывать в шкуре сборщика подписей, чтобы возненавидеть всё человечество. Древняя бабушка, которая прежде чем помочь агитатору в его поисках истины, поделится своими проблемами, последними новостями, обязательно поинтересуется текущим состоянием дел в политике, удивится, узнав, что Ельцин давно уже помер, а напоследок выдаст изнывающему от двухчасового безделья сборщику ряд наказов потенциальному кандидату. Впрочем, с таким же успехом эта же старушка подпишется и под любым из других предложенных ей на выбор кандидатур. Ведь главное не сам кандидат, а возможность пообщаться с новым человеком. Но это в лучшем случае. В иных ситуациях, услышав фамилию Касьянова или Немцова, представитель электората багровеет и спускает агитатора с лестницы вместе со всеми его подписными листами.

По оценкам экспертов, в ходе президентской кампании один голос избирателя оценивается заказчиком, то бишь кандидатом, в сумму порядка 1-2 долларов. Разумеется, что наш сборщик стремится собрать как можно больше паспортных данных за как можно меньшее время и при этом избежать неприятных столкновений с электоратом. "Большое количество идет художественной росписи, то есть садиться человек, берет откуда-то эту базу и начинает подписываться сам. Приходит сборщик в квартиру, где прописано пять человек, он собирает с них паспортные данные и заполняет лист, а потом муж жене говорит: "Да распишись за меня, и за брата, за свата, за тещу и т.д."- сами они там не могут крестики поставить и подписать, - поэтому таких ошибок много, - рассказывает юрист АПЕК Виталий Ожерельев. - В подписном листе неправильно указывают адрес и место жительства - то есть пропускают, пишут просто город какой-то, и неправильно делают сокращении - улица, дом не пишут, делают пробелы и прочерки: 12-13 - это не понятно. Не всегда правильно заполнение подписного листа. Часто сам сборщик забывают указать какие-то реквизиты, свои паспортные данные и т.д.". А всё это считается грубейшими ошибками и идёт в брак.

Поэтому давно уже существует фирмы, помогающие кандидатам решить проблему сбора подписей за определённое вознаграждение. Технология довольно проста. Необходима база данных жителей того или иного населённого пункта (заполучить её не так сложно, имея связи в ДЕЗах, милиции, торговых кампаниях, операторов сотовой связи и т.п.) и несколько десятков студентов, в течение нескольких суток заполняющих подписные листы, аккуратно переписывая предоставленные данные. В этом случае, конечно, существует опасность того, что избирком, заподозрив подлог, будет настаивать на проведении графологической экспертизы, но процент распознавания мошенничества минимален.

Эксперты уверены, что собрать 2 миллиона подписей в отведённые законом сроки под силу только крупным партиям. "Процесс сбора подписей при наличии штабов и партийных структур - это раз плюнуть", - уверен руководитель компании АПЕК Олег Зоненко. В то же самое время для СПС, кандидатом от которой выдвинут Борис Немцов и которая по итогам парламентских выборов получила поддержку чуть более 644 тысяч избирателей, для ДПР (её лидером является кандидат в президенты Андрей Богданов), в пользу которого высказалось менее 100 тысяч человек, или же для Михаила Касьянова, который и вовсе не сумел завоевать симпатии 50 тысяч человек, необходимых для регистрации политической партии, двухмиллионный барьер может оказаться непосильной задачей.

По всей видимости, новому составу Госдумы как раз и предстоит обсудить вопрос изменения процедуры сбора подписей. Сейчас же можно практически со стопроцентной уверенность говорить о трёх кандидатах в президенты. Остальных может спасти только чудо. Впрочем, в чудеса, даже нежно похрустывающие свежей типографской краской, давно уже никто не верит.