Новое слово о криминальной России

Завершился сериал российского режиссера о казанских пацанах

В начале ноября в России состоялась премьера первой серии нового отечественного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссера Жоры Крыжовникова. Кинопроект о событиях России времен криминальных банд 1970-х и 1980-х годов в считанные дни стал одной из самых обсуждаемых тем в стране. И речь идет не только о молодежи, но и о представителях более взрослого поколения. Как драме о пацанах удалось заинтриговать всю страну и вызвать негативный отклик у некоторых представителей власти? И что такое «Слово пацана»: современная «Бригада» или боль всего Отечества?

Кинопроект еще до начала съемок успел вызывать большой общественный резонанс. А ажиотаж на кастингах и многочисленные жалобы за демонстрацию избыточной жесткости вынудили Роскомнадзор заинтересоваться сериалом. «Доносчиков» взволновал вопрос популярности истории о бандитах среди молодежи.

Прежде всего, следует разобраться в истоках. Сериал был основан на книге журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х». Так называемый «казанский феномен», то есть собирательное понятие о криминальной истории преимущественно Казани. В Татарстане явление преступности среди молодежи началось еще в эпоху Брежнева. В это время в стране в кругах несовершеннолетних активно создавались многочисленные банды. Подростки объединялись, начинали вести соперничество за территории в городе и устраивали массовые драки «стенка на стенку» (кулачная схватка двух линий между собой — прим. ред). Драки нередко заканчивались жертвами. На фоне этих событий и разворачивается действие сериала.

Самая возбужденная реакция на картину последовала от омбудсмена в Республике Татарстан Ирины Волынец, по словам которой, драма Крыжовникова — ничто иное, как «сомнительный кинопродукт», который уносит Россию в никуда. Сразу после выхода первых эпизодов Волынец обратилась в Роскомнадзор и попросила проверить сериал на соответствие традиционным ценностям. Ведомство не обнаружило нарушений, и ситуация вроде бы приутихла, но ненадолго. Волынец вновь обратила общественное внимание на пропагандистское начало сериала и заявила о намерении запретить его показ в онлайн-кинотеатрах. По словам омбудсмена, нужно стремиться к тому, «чтобы из государственного бюджета «на духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование гражданской идентичности» не уходили средства зря».

Сама же Ирина Волынец очень обеспокоено отнеслась к вопросу жестокости в сериале. За плечами омбудсмена числится множество антинасильственных инициатив. В 2016 году она активно выступала против побоев в семьях, а в 2018 году во время президентской избирательной кампании высказалась за создание Министерства по делам семьи и детей. Детей Волынец любит и детям желает только самого лучшего. Но запрет на повествование темы не «удалит» саму тему из списка важных и требующих общественного внимания и понимания.

А вот вопрос финансирования сериала в действительности вызывает интерес. Частичную, но немаловажную роль в спонсорстве съемок сериала сыграл Институт развития Интернета (ИРИ). В начале осени драма выиграла в номинации Самый ожидаемый сериал фестиваля «Новый сезон» и получила поддержку от ИРИ. Сама организация является некоммерческой и автономной, однако создавалась она в 2016 году по инициативе Вячеслава Володина. Он на тот момент занимал должность заместителя руководителя администрации президента РФ. А главным владельцем ИРИ выступает российское правительство. Получается, что кинопроект, хоть и косвенно, но одобренный государством, вызвал внезапный общественный резонанс и вынудил обратить на себя внимание всю страну.

Интересно, что омбудсмен не упустила и возможность сравнить драму Крыжовникова с другими культовыми российскими проектами о криминале вроде «Бригады» Алексея Сидорова.

«Многие работники полиции помнят рост преступности среди молодёжи после выхода фильмов «Бумер» и «Бригада». Многие ребята под воздействием этого кино хотели походить на своих героев, и каков результат – тысячи убитых ими людей, изнасилования, десятки тысяч исковерканных судеб», — сказала она однажды в интервью.

Но в чем же разница между «Бригадой» и «Словом пацана». Да, тема криминала общая, но романтических эмоций от просмотра сериала Крыжовникова не возникает. Если «Бригада» показывала зрителю бандитские отношения с точки зрения «настоящего братства», то пацаны Крыжовникова с каждым новым эпизодом вынуждали лишь усомниться в адекватности действующих понятий. Герои Сидорова убивают избирательно, не занимаются пытками и не предают друг друга. Низкие поступки, но по высоким понятиям.

Когда же Адидасу (Ивану Янковскому) пришлось нарушить главное правило пацанов и извиниться, авторитетность персонажа, можно сказать, была безвозвратно утрачена. Правда, сделать герою это пришлось, чтобы защитить своего брата Марата (Рузиля Минекаева). Понятия высокие, но «пацанский беспредел» эту концепцию не одобрил. Сами пацаны живут по законам достаточно простым, но суровым. «Пацан не извиняется», «Ты с улицы, а кругом враги», «За своих не отвечаю, за чужих не встаю!». Эти и другие каноны уличного мира становятся приговором для малолетних начинающих преступников. Обыкновенное «извини» превращается в монету более ценную, чем человеческая жизнь. И россияне помнят эти времена, когда нельзя было лишний раз появляться в «опасных» районах, а бандиты «держали под собой» целые города.

Идейный замысел сериала подвергался немалой критике. Одни были уверены, что драма Крыжовникова будет романтизировать вопрос преступности, другие оскорблялись недостаточной реалистичностью, третьи обвиняли режиссера в излишней жестокости картины и агитировали за запрет сериала в целом. Все эти возмущения не были поддержаны государством и тихо улеглись на полку культурных диссонансов последнего года.

Вседозволенность и безнаказанность, жестокость и повседневность агрессии. Режиссер рассказал о «жизни по понятиям», об уличных законах и о невозможности их нарушать. История главного героя Андрея (Леона Кемстач) в первую очередь заключается в безвыходности. Его отношения с уличными «товарищами» никак не складывались. Из-за этого он постоянно оказывался жертвой драк, нападок и прочей тирании. Ситуация загоняет героя в угол и вынуждает его обратиться за помощью к улице. Но у ее «защиты» высокая цена. Ошибок в «пацанском» обществе не прощают, «отшить» могут всегда. Но такова цена защиты: либо ты играешь по правилам, либо ты сам по себе.

Отдельное место в событиях того времени занимает положение родителей подростков-преступников и их реакция на происходящее. Мама Андрея (Юлия Александрова) сыграла измученную ситуацией женщину, которая под давлением проблем с сыном сходит с ума. Отец друга Андрея Марата (Сергей Бурунов) показал надлом человека, чьи дети скатываются на дно в условиях уличных войн. Он просто не может поверить, что его сыновья способны на какое бы то ни было проявление жестокости и непорядочности. А избранницу Марата Айгуль исполнила начинающая актриса Анна Пересильд. Ее героиня сталкивается с изнасилованием, после которого ни окружение, ни даже семья не готовы встать на ее сторону. Интересно, что зрители негативно восприняли поцелуй 14-летней Пересильд со своим 24-летним партнером по площадке Рузилем Минекаевым. Общественность возмутилась разницей в возрасте актеров. Почему-то в наши дни кого-то еще волнует вопрос того, что в кадре целоваться могут не только ровесники.

Так чем же можно объяснить такую народную популярность сериала? Для большей части населения России «Слово пацана» — это ностальгическое обращение к прошлому. Для молодежи — возможность посмотреть, как жили их родители. Как выяснил Кинопоиск, драма Крыжовникова побила сразу два рекорда: самое большое количество баллов за неделю за всю историю наблюдений (3394) и небывалая доля интереса к проекту в общем Индексе (27% от всего интереса к сериалам). Предыдущим лидером была южнокорейская «Игра кальмаров». Но «пацанское» мироощущение, судя по всему, российскому зрителю ближе.

Негативно восприняли проект и многие эксперты в области кино. Так, кинокритик Зинаида Пронченко назвала некоторые сцены в сериале «реверансом перед действующей властью» за осуждение американской музыки. Да, в работе немало моментов, которые скрывают в себе патриотический подтекст или же никак не вяжутся с реальной картиной мира. Те же самые непрекращающиеся «побоища», возникающие между героями, после которых персонажи по большей части продолжают ходить в школу как ни в чем не бывало и отделываться легкими ссадинами. Режиссер показал историю некрасивую, неприятную и в чем-то даже шокирующую. В истории нашей страны были темные времена, о которых тоже иной раз стоит заводить разговор. И всеобщая популярность сериала лишь подтверждает тот факт, что Крыжовников не промахнулся с выбором темы.

Сериал в первую очередь предлагает зрителю вспомнить или просто узнать о культуре молодежных криминальных сообществ позднесоветского Татарстана. Он поднимает серьезную социальную проблему трудных подростков. Многие психологи находят связь активизации криминала, подростковых банд и бандитизма в повышенной тревожности среди несовершеннолетних. Подтверждением тому являются события конца зимы - начала весны 2023 года, когда в России произошли массовые задержания среди подростков. В разных регионах страны группы несовершеннолетних, которые называли себя «ЧВК Редан» (деятельность организации запрещена в России), на протяжении нескольких дней устраивали массовые драки в торговых центрах и на станциях метро.

Крыжовников не дарит зрителю счастливый конец и не намекает на высокопарность уличных взаимоотношений. Он не оправдывает «улицу» и не закрывает глаза на безнаказанность. Напротив, режиссер поднимает актуальную тему подростковых беспорядков, которая до сих пор обращает на себя пристальное общественное внимание.