Голь и выдумки ТВ

Мировой экономический кризис подсказал телепродюсерам новые идеи

Россия: картошку в студию!

Поняв, что кризис — это всерьез и надолго, телеканалы в первую очередь задумались над сокращением раздутых бюджетов и отказались от производства дорогих шоу. Вторым шагом стал заказ проектов, которые смогли и до зрителя донести, что кризис в стране есть. На Первом канале была запущена специальная рубрика бизнес-информации в рамках новостных программ. Когда на биржах стало твориться что-то невообразимое, на «России» к штатному экономисту прикрепили астролога, прогнозы которого, кстати, оказывались точнее. И тут госканал оказался в абсолютном тренде, потому как в кризис доходы гадалок, специализирующихся на бизнес-прогнозах, заметно выросли.

На НТВ завелась программа «Средний класс» — ликбез для тех, кто не может самостоятельно решить, какой кредит подо что брать, что значат биржевые котировки и стоит ли в непростое время влезать в ипотеку. Новых идей, связанных с развлекательными форматами, было немного. Но абсолютно все каналы почувствовали, на чем можно существенно сэкономить, и один за другим зарядили ретропроекты с песнями, плясками и воспоминаниями о лучших временах. Кризис — отличный отвлекающий от неурядиц маневр. Первым был «Первый» с собственным «ДОстоянием РЕспублики». Сейчас уже кажущийся бесконечным проект планировалось разбить на десятилетия, и финал должен был состояться на Новый год. Затем передачи начали дробить на жанры внутри десятилетий, и, кажется, какая же песня станет главным хитом столетия, мы узнаем не скоро.

На «ТВ-Центре» зарядили очень похожее шоу «Добрый вечер, Москва!» с ведущими Алексеем Ягудиным и Ларисой Голубкиной. Звезды пожиже, но тоже в стиле ретро. Затем подключилась «Россия» с шоу «Лучшие годы нашей жизни». Правда, здесь телеканалу пришлось немного раскошелиться. Шоу Юрия Стоянова — калька с итальянского аналога, и за формат пришлось заплатить.

ТНТ затер до дыр популярный сериал «Счастливы вместе». Для того чтобы дать уставшему от повторов зрителю новые серии, надо было, чтобы у компании, владеющей правами на формат, были к ним сценарии. Но вот беда: идей у американских авторов «Married: with children» хватило только на 245 серий. И тогда продюсеры ТНТ решились на смелый шаг. Они сами написали сценарий к новому сезону, утвердили его с американцами, и уже 1 февраля на ТНТ начнется премьерный показ западного формата «Счастливы вместе» с абсолютно русским сценарием.

Но на самом деле все самое интересное, как всегда, в регионах. Самое, по мнению «Труда», антикризисное решение принял ивановский телеканал «Барс», где в местной SMS-викторине вручали весьма нетривиальные призы. Ежедневно телеигроки могли выиграть батон сервелата или кольцо краковской колбасы. Авторы проекта посчитали, что нововведение увеличило аудиторию программы на 40%, и решили не прерывать полет фантазии. Следующими «лотами» стали торты, а в качестве возможной альтернативы рассматривались даже мешки с сахарным песком, макаронами, мукой и картошкой.

Великобритания: из попа в оперу

Старые песни на новый лад — так можно назвать результаты мозгового штурма специалистов компании ITV1. Со дня на день на этом телеканале должна появиться «Фабрика звезд» с классическим уклоном. «От поп-звезды к звезде оперы» — так называется новый проект, где под руководством оперной дивы Кэтрин Дженкинс и мексиканского тенора Роландо Виллазона из тех, кто мог пропеть лишь «Oops!.. I Did It Аgain!» (причем этому некоторых участников учили как раз в «фабричном» «Pop Idol»), будут делать Паваротти и Кабалье.

Победитель нового британского шоу, поддержать которое вызвался Channel 4, останется без приза. Он на самом деле, как бы кощунственно это ни звучало, не увидит своего триумфа. Героем должен стать неизлечимо больной человек, а финалом проекта — его мумификация после смерти. За соблюдение технологической части проекта поручилось британское управление по надзору за использованием тканей человека.

Антикризисную и довольно вторичную версию проектов «Снимите это немедленно» и «Модный приговор» предложит BBC Three. Женщин будут так же нещадно распинать за безвкусный гардероб, но в новом шоу обязательно найдут виноватого. Соревноваться в безвкусии будут пары женщин: мамы-дочки, сестры, подруги. Ту, кто, на взгляд модного жюри, хуже выглядит, и переоденут.

На декорациях решил сэкономить телеканал BBC, снявший шоу «Сезон» на французском горнолыжном курорте. В качестве героев — праздная богатенькая молодежь, которая все равно бы поехала кататься, в качестве интерьеров — прекрасные Альпы. В общем, чем тебе не «Беверли-Хиллз, 90210» — только не надо платить актерам и строить павильоны. Кстати, практически одновременно съемки похожего шоу замутил американский CBS. Правда, в шоу «Лыжный фестиваль Дир-Вэлли» будет меньше любовных интрижек и гораздо больше спортивных достижений богатых и почти знаменитых участников. Думается, подобное шоу из Куршевеля нашло бы свою аудиторию в России. И обошлось бы недорого: такое количество звезд без моральных усилий и финансовых затрат собрать в одном месте не под силу, наверное, ни одному продюсеру.

Еще одно антикризисное шоу, которое могло бы возникнуть и в России, придумал известный шеф-повар Гордон Рамзи. В проекте «Ночной кошмар Гордона Рамзи» ведущий устраивается работать в качестве антикризисного менеджера в реальные британские рестораны, терпящие убытки. «Доверять известному кулинару и матершиннику или не доверять?» — такой вопрос перед рестораторами не стоит. Аргумент в его пользу — несметное количество мишленовских звезд на его поварских погонах. Во время своего последнего визита в Россию Гордон заявил о том, что, в общем то, не против наладить жизнь нескольких московских ресторанов.

США: герой-неудачник

Кризис в США ударил не только по рекламному рынку и ТВ как бизнесу, но и по героям сериалов. Не сговариваясь, продюсеры решили, что главные герои должны остаться без работы, дома, семьи, ну и в крайнем случае с какой-нибудь неизлечимой болезнью.

Кризис и прочие неприятности красной нитью проходят через сериал компании ABC «Хэнк» (Hank). Герой актера Келси Грэммера, преуспевающий бизнесмен, в одночасье потерял работу, яхту, крутой низкотемпературный холодильник и огромную кровать, был вынужден продать квартиру в Нью-Йорке, переселиться в Вирджинию и начать жизнь с нуля. У преподавателя химии Уолтера Уайта из сериала AMC «Во все тяжкие» (Breaking Bad) рак на последней стадии. Денег на оплату медицинских услуг у него уже нет. Отчаявшийся герой решает применить свои научные знания и начинает подпольно «химичить» наркотики, чтобы хоть немного заработать перед смертью. Понятно, что главный посыл сериала — экстремальные действия в экстремальных условиях и экстремально завышенные цены на больничные услуги.

Еще один недотепа — Рей Дэкер. Тренера по баскетболу из сериала HBO «Жеребец» (Hang) бросила жена, а дом его сгорел. Жить в коробке из-под телевизора он не хочет. Отличным применением своей прекрасной физической форме он счел работу мужчиной по вызову.

Несмотря на все эти недухоподъемные сюжеты, каждый из вышеозначенных сериалов в первую очередь построен на юморе, пусть даже и очень черном. Мораль тоже одна на всех: от быстрых взлетов и болезненных падений никто в нашем мире не застрахован, просто надо не вешать нос и начинать жить заново.

Та же тенденция прослеживается и в телешоу. Например, известный ведущий телеканала NBC Том Брокау в своем новом проекте решил ездить по стране, знакомиться с простыми людьми и помогать им решать финансовые проблемы. Специальная рубрика передачи посвящена отношениям людей и банков. Здесь же в пик туристической активности придумали шоу «Где сейчас Мэтт Лоер», ведущий которого рассказывал американцам, где и как можно бюджетно отдохнуть в пределах США. А на ABC придумали передачу «Экономика за кухонным столом», где известные гости рассказывают о том, что делать, если ты остался без работы.

Голландия: уволь коллегу!

В прошлом году компания Endemol заявила о создании нового реалити-шоу «Кто-то должен уйти!» (Someone’s Gotta Go!). Формат обещал быть крайне жестким. Для проекта продюсеры должны были найти реальные фирмы, стоящие на грани банкротства, и создать в их коллективах атмосферу склок и травли. Среди способов провокации — рассказать сотрудникам, какая зарплата у шефа, сообщить им же, кого руководство собирается уволить, распространить информацию о реальных делах компании и ее прибыли, пустить слушок о гонораре каждого из работников и т. п. Того, кто сможет выжить в этих адских условиях и добиться увольнения конкурентов, обещали устроить в процветающую корпорацию со стабильной зарплатой. Консультировать и провоцировать участников должны специально обученные люди, присланные телепродюсерами. Формат был закуплен несколькими американскими вещателями и сейчас находится в стадии создания пилотных выпусков.

Доход

Деньги за «дочку»

В кризис на хорошем новом формате можно немного заработать. СТС продал сериал «Папины дочки» немецкому телеканалу Das Vierte. По контракту на адаптацию 60 серий СТС получит примерно 6–7 тысяч долларов за эпизод (10–15% себестоимости одной серии). Все шансы на успех имеет и компания «Игра-ТВ» с викториной «Что? Где? Когда?». В 2010 году должна начаться работа над американским аналогом российского телешоу для ABC. Надо сказать, что цены на форматы за последний год сильно упали. Если раньше за серию шоу покупатели платили от 5 до 15 тысяч евро, то сейчас можно сговориться и на 5–7 тысяч.

Футуризм

Только мечты

Пять лет назад Первый канал и Росавиакосмос задумали первое в мире космическое реалити-шоу с привлечением мировых телеканалов и огромным бюджетом, но проект так и не был реализован. Идейным вдохновителем выступил Александр Любимов. Сейчас вряд ли кто-то согласится потратиться на такое шоу, но в разговоре с «Трудом» Любимов заявил, что «возможность запуска проекта в ближайшее время существует всегда».