- Чем высокая мода отличается от повседневной?
- Одежда создается для того, чтобы украсить женщину, а коллекция для подиума - чтобы поразить ее воображение, заставить мечтать. Повседневная мода - зеркало мира, а высокая мода - прямое отражение нашей экономики, только она и диктует: есть высокая мода или нет. Если она роскошная, невероятно дорогая, значит, в обществе много богатых людей, которые, покупая эксклюзивные коллекции, спонсируют ее развитие. И тогда она становится еще более изысканной. Когда во Франции пять лет длился экономический кризис, он тут же сказался на коллекциях: они стали упрощаться на глазах, работать на "толпу". Высокая мода - это искусство, это эксклюзив, это как оригинал старинной картины, не случайно в Париже есть музей моды, куда приходят смотреть на одежду как на произведение искусства. Но когда кутюр становится искусством, на которое приходят смотреть, а не покупать, - он умирает. Сейчас высокое искусство приспосабливается к современным условиям. Отсюда унисекс, урбанизация, примитивизм на подиуме.
- У каждого парижского Дома всегда свой символ женщины, для которого творит мастер. Какой у вас?
- Я тяготею больше к красоте, нежели к сиюминутному писку. И потому принципы любой моей коллекции всегда постоянны: женщина должна быть в моем наряде красива, обворожительна, элегантна, она должна быть леди, независимо от возраста. Если она не возвышена над действительностью, то перестает быть предметом восхищения. А когда мужчина перестает восхищаться женщиной - это колоссальная трагедия века. Женщина на европейском подиуме сейчас похожа больше на блудницу, чем на прекрасную даму. Это образ нашего времени, воспетый художниками моды. Сейчас время эмансипации, забот и зарабатывания денег: современной женщине некогда, она всегда на бегу. Художник хочет видеть в ней прекрасную леди, но жизнь диктует свои условия
- Как изменится мода в новом тысячелетии?
- Мне кажется, царящие сейчас агрессия и вызов вскоре уйдут с показов, станут немодными. Первая ласточка красивого и романтичного этапа нового века - последняя коллекция Валентино. Она не похожа на предыдущие: женственна, изысканна, недоступна. Это говорит о том, что времена женщины-вамп прошли и она вряд ли станет музой третьего тысячелетия.
- Как выглядеть стильно в новом веке?
- Стиль - это показатель не только вашего кошелька и фантазии, это прежде всего отражение вашего вкуса. Вкус - это умение избежать лишнего. И выбрать тот минимум, который создает гармоничный ансамбль. Есть такое выражение: хороший вкус всегда молчалив, а плохой чересчур разговорчив.
- Но мода - далеко не скромница, а женщине всегда хочется привлекать взгляды. Как же совместить экстравагантность и чувство меры?
- Легендарная Шанель в свое время сказала: одевайся ярко - и увидят твое платье, одевайся скромно - и увидят тебя. Поэтому все зависит от того, какая женщина перед нами, насколько она может донести свою индивидуальность, то самое умение подать себя, а не скрыть себя за маской, за одеждой. Такую даму с изюминкой можно одеть в прямое черное платье, и она обратит на себя внимание среди тысячи людей. Успех одежды заключается в том, кто и как ее носит. У нас часто работает неправильный стереотип: если я одет в наряд престижной марки, значит, это залог того, что я выгляжу сногсшибательно и могу вести себя с вызовом. Есть простое правило: если на вас роскошный, дорогой наряд, надо нести его небрежно, как будто вы одеты очень скромно, и наоборот: одежда, пошитая просто, требует гордой осанки, уверенных царских движений. Она не заслоняет вас, она вас подчеркивает, открывает. Мода - самый большой провокатор лицедейства, смены и примеривания на себя разных масок-образов, по которым судят о нас окружающие, но есть одно главное правило моды: надо научиться играть.