Анна Нетребко: «Сына в свою темную жизнь не впутываю»

Суперзвезда мировой оперы уезжала из Консерватории в хорошем настроении

А еще отчасти вынужденный шаг. Если раньше взлететь на верхнее мибемоль для Нетребко не представляло проблемы, то теперь и си звучит не без напряжения. Полтора года назад Анна родила сына, в ее карьере случился полугодовой перерыв, и голос ее за это время стал плотнее. Во время концерта в Кремле минувшей осенью ей ничего не стоило откинуть в стороны забарахлившие микрофоны и покрыть всю Соборную площадь могучим форте.

Но когда Анна впервые в жизни решилась спеть программу романсов Чайковского и Римского-Корсакова, она не могла не понимать, что тут децибелы не выручат. И, наверное, не зря премьеру программы предпочла провести не в России, а в Австрии и Германии, где минувшим летом ей аккомпанировали знаменитый Даниэль Баренбойм (в Зальцбурге) и его супруга Елена Башкирова (в Мангейме).

Волнение дало о себе знать в первые минуты московского концерта: с победной красотой Анны, вышедшей в длинном белом платье с узором, контрастировал скованный, даже чуть ученический вокал. Но только на первом романсе «О чем в тиши ночей». Чем дальше, тем больше Анна освобождалась, словно увлекаемая волшебной красотой мелодий Римского-Корсакова. Даже попросила публику не хлопать между романсами, чтобы не перебивать музыкальное настроение. Публика, разумеется, не вняла. Возможно, из-за этой чрезмерной экзальтации зала Анна иногда все же сбивалась на более привычную ей оперную агрессивность — например, в «Звонче жаворонка пенья».

После перерыва красавица вышла петь романсы Чайковского в ярко-бирюзовом обтягивающем платье. К Петру Ильичу она проявила такое же в высшей степени ответственное отношение, как к Николаю Андреевичу, превращая (может, даже с излишним тщанием) вещи вроде «Я ли в поле да не травушка была» в маленькие трагедии. В бисах певица напомнила, что она все же не только русская, но и мировая звезда, спев Дворжака и Рихарда Штрауса. А после, видимо, довольная результатом, долго раздавала автографы.

После дебюта певицы с программой русских романсов корреспонденту «Труда» удалось прорваться в артистическую Большого зала и через головы восторженных поклонников задать Анне, уже переодевшейся в бежевое дорожное платье, но еще не скинувшей высокие концертные босоножки, несколько вопросов.

— Когда подбирали романсы для программы, это Даниэль Баренбойм вам советовал?

— Нет, откуда он может советовать, он не так этот репертуар знает. Единственное, о чем он просил, — спой «Нет, только тот, кто знал». Я говорю: это же для баса, не могу: И так уже перекладывала: У Чайковского вообще для моего голоса очень мало написано, пришлось его уже и так и сяк растягивать на программу. Ну ничего, нашли — взяли кое-что у тенора, кое-что у меццо-сопрано. И получилось! (Улыбается.)

— Чья все-таки идея спеть русские романсы — ваша или супружеской четы Баренбойм, с представителями которой вы ее поочередно исполняете?

— На самом деле маэстро давно мечтал играть романсы Чайковского. А я со своей стороны добавила Римского-Корсакова, которого, к сожалению, за границей мало знают. И он там сейчас вызвал очень большой интерес. Репетиций у нас было очень мало, потому что маэстро занят, я занята, были короткие встречи в Париже, Нью-Йорке. Я ему рассказывала о русском романсе, о том, как это должно исполняться. Передавала те знания, которые почерпнула у моего педагога Елены Константиновны Матусовской. Ну, а Елена Башкирова — прекрасная пианистка и великолепно знает эту музыку. Можно сказать, в большой мере именно с ней я готовила эту программу.

— За Римского-Корсакова отдельное спасибо. Эти романсы и в России почти не поют, хотя музыка дивная.

— И почему, я не знаю, они на самом деле очень удобны для голоса.

— Что радостного будет у вас в следующем сезоне?

— Не знаю, увидим. (Смеется.) Что нас обрадует в следующем сезоне: Вы имеете в виду, наверное, новые партии?

— Ну конечно.

— «Анна Болейн» в «Метрополитен» и Венской Штаатсопер.

— Вы сегодня спели целых две колыбельные — это из вашего домашнего репертуара для сына Тиши?

— Что вы, ничего из этого я ему не пою и своего ребенка в мою темную жизнь не впутываю. (Смеется.) У него совершенно свои дела.

— А на каком языке с ним разговариваете?

— Конечно на русском!

Досье

Анна Нетребко, оперная певица

Родилась в Краснодаре. Солировала в хоре «Кубанская пионерия», заняла 2-е место в конкурсе «Мисс Кубань» (1988). Училась в Петербургской консерватории. Подрабатывала уборщицей в Мариинском театре. В 1993-м, победив на конкурсе им. Глинки, приглашена в Мариинский.

С 1995-го — на главных сценах мира: «Метрополитен», Ковент-Гарден, Штаатсопер в Вене. В 2008-м помолвилась с баритоном из Уругвая Эрвином Шроттом, родила сына Тьяго Аруа. Живет в Вене.

Выбор

Три знаковые оперные роли Анны Нетребко

Наташа (2002)

С главной роли в опере Прокофьева «Война и мир» началась карьера Нетребко в «Метрополитен-опера». Пела она ее и в родном Мариинском театре.

 

 

 

 

Виолетта (2005)

«Травиата» Верди в репертуаре Анны — с 2003 года, но знаменитым стал эротически откровенный спектакль с ней на Зальцбургском фестивале 2005-го.

 

 

 

Манон (2006)

Заглавная партия в опере Массне, исполненная Анной в Лос-Анджелесе, показала, что ей отлично удаются роли падших, но любящих женщин.