Исповедь сыновей века

В Художественном театре обратились к творчеству Юрия Олеши

В МХТ имени Чехова худрук театра Сергей Женовач, как известно, тяготеющий к литературе раннесоветского периода, поставил спектакль «Заговор чувств». В его основу легли одноименная пьеса Юрия Олеши и роман, по которому она была создана – «Зависть». Такой выбор произведений выдающегося мастера вызывает уважение: разговор о тонких чувствах всегда столь же важен, как и непрост.

Тем более, что действия как такового в пьесе не так уж много. Да и в основе сюжета реалии столетней давности, на первый взгляд мало созвучные современности. Например, противопоставление старого, отживающего, дореволюционного уклада, и нового мира революции и индустриализации. Интеллигентов, подобных главному герою Кавалерову, в нем считали «лишними», не нужными, вымирающим классом. Культивировался человек, строящий коммунизм, а не предающийся страстям (впрочем, разве не таково ли отношение к интеллигенции и сегодня в обществе, строящем олигархический капитализм?).

Не все эти оттенки смыслов спектаклю (спору нет, во многом обаятельному) удается передать. Более того, его сюжет развивается, не подчиняясь строгой логике, так что не читавшему роман Олеши, возможно, будет сложно понять суть происходящего на сцене. Впрочем, зрителей, хорошо помнящих книгу, тоже ждет сюрприз, поскольку основой спектакля все-таки является пьеса, в которой некоторые сюжетные линии романа претерпели изменения. Например, в ней нет важного персонажа «Зависти» – антипода Кавалерова, приемного сына Андрея Бабичева Володи Макарова…

Одна из удач постановки – декорации Александра Боровского. Еще до начала спектакля зрителя настраивает на нужный лад огромный фанерный занавес в виде супрематического полотна. По ходу действия он открывается и целиком, и частями, выставляя на обозрение публики лестницы, ведущие на прямоугольные площадки, становящиеся то трибунами, то комнатами квартир. Быт коммуналок Женовач показывает с большим искусством и в камерных сценах, и в массовых. Они дают понять, что, вопреки громким лозунгам начала советской поры, в таких жилищах царили именно мещанские чувства и страсти – адюльтер, ревность, злоба, зависть.

Очень хорошо играют исполнители трех главных действующих лиц спектакля – Михаил Пореченков (Андрей Бабичев), Алексей Красненков (Николай Кавалеров) и Артем Волобуев (Иван Бабичев). Наибольшее внимание к себе привлекает именно Пореченков в образе директора пищевого треста Андрея Бабичева. В порыве альтруизма он подобрал из канавы спивающегося Кавалерова, приютил его у себя и дал работу. Бабичев увлечен разработкой нового сорта колбасы, содержащей в себе 70 процентов телятины и стоящей всего 35 копеек (обе цифры по нашим временам фантастичны). Вот только то, что старается он для общественного блага, в книге очевидно, а в спектакле не очень.

Герой Пореченкова скорее похож на бизнесмена, директора какого-то частного колбасного завода, фанатично увлеченного своей работой. Кстати, в антракте зрителей угощают колбасой девушки, одетые в костюмы начала ХХ века – один из известных комбинатов решил прорекламировать свою продукцию таким образом.

Антиподом созидательного Андрея Бабичева выступает его брат Иван, несущий в себе разрушительное начало и называющий себя «королем пошляков». В исполнении Артема Волобуева это полненький, на вид вполне благообразный господин в котелке, якобы защищающий чувства, в новом веке прозванные «мещанскими», но при этом все время подначивающий людей обострять свои страсти до предела. Он подбивает Кавалерова на убийство своего брата Андрея и вообще выступает как демон-искуситель.

Персонаж Алексея Красненкова Николай Кавалеров особенно убедителен, когда говорит, что хотел бы родиться в Европе, а в нашей стране все дороги к славе для него закрыты. Он слабохарактерно мечется между братьями, как между двумя полюсами. На возложенную на него миссию – убийство Андрея – он оказывается не способен. И в конце концов вынужден довольствоваться компанией Ивана и делить с ним одну женщину – знойную вдову Анечку Прокопович. Играющую ее Юлию Чебакову можно назвать настоящим украшением спектакля. Она очень убедительна, несмотря на то что в романе ее героиня толстая и отталкивающая, а персонаж Чебаковой на сцене – зовущая «сладкая» женщина.