"Я НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ МАМА ХОТЕЛА МЕНЯ УБИТЬ"

Этот дом стоит на самой окраине Тулы. По местным меркам - огромный, жилья хватило бы не на одну семью. Но он оказался тесным для двух родных людей. Мать решила убить сына.

- За все годы, что я проработал в нашей системе, ничего подобного в практике даже припомнить не могу, - сказал мне Акоп Эдуардович Касумян, и.о. прокурора Тульской области. - Чудовищен план, чудовищна цена, в которую мать оценила жизнь единственного ребенка! Но, к счастью, покушение было предотвращено: парень, что называется, родился в рубашке. Вся процедура предотвращения убийства, а затем и задержания убийцы проходила под контролем оперативных служб УВД.
Что явилось причиной патологической нелюбви матери к сыну, сейчас и пытаются выяснить следователи областной прокуратуры Тулы. Известно, что семья жила особняком. Скрытная, жесткая по характеру Любовь Тимофеевна С. раз и навсегда отсекла любопытство соседей: "У нас в доме все ладком, без погремушек. А в личной жизни никому не дозволю копаться".
- А что тут копаться? - с усмешкой говорит одна из соседок. - Оно и так видно: Женьку своего ни во что не ставила, загоняла по психушкам... Мы к ним ногой не ступали.
Друзей-подруг у Любови Тимофеевны не было. И когда она обратилась к знакомой Е.И. с просьбой, ни много ни мало, подыскать киллера, та сразу сообщила об этом в милицию. Здесь был разработан план предотвращения убийства.
- Никаких подозрений, что Е.И. отказалась от пособничества, заявив о готовящемся преступлении, у Любови Тимофеевны не было, - рассказывает старший следователь прокуратуры Егор Бузов. - В операции были задействованы сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью, двое из которых и представились ей наемными убийцами.
- Скажите, а серьезность ее намерений у вас не вызвала сомнения? - спросила я у Вячеслава Семенова, заместителя начальника отдела УБОП.
- Хотя "заказ" родственника, показывает практика, не такое уж исключительное, как это ни дико, событие, информацию мы тщательно проверили. Год назад предотвратили похожее убийство: тогда сестра "заказала" родного брата, причем деньги на убийство взяла у самой жертвы! Тем не менее и на этот раз провели специальные оперативно-розыскные мероприятия, пока досконально не установили: женщина хочет физически устранить сына, ищет для этого наемных убийц.
Дальнейшие события разворачивались так. В конце апреля Е.И. на городской окраине встречается с заказчицей и знакомит ее с предполагаемыми исполнителями. Не подозревая, кто перед ней, Любовь Тимофеевна подробно раскрыла все детали зловещего плана, подтвердив намерение убить сына, поскольку "устала с ним жить". Оперативники, стараясь не вызвать подозрений, осторожно выясняли, не передумает ли. Но когда на одной из встреч было предложено вначале оглушить сына, чтобы соседи не услышали криков о помощи, а потом уже увезти и расстрелять в затылок, стало ясно: эта женщина не остановится...
Главное, на чем настаивала Любовь Тимофеевна, - "быстрее все это дело закончить". Уже через пару дней привела мнимого убийцу в дом - на "рекогносцировку". Сыну объяснила, что тот пришел купить телевизор.
- Цинизм этой женщины, которую язык не поворачивается назвать матерью, еще и в том, что она сама тщательно разработала план убийства, - говорит Вячеслав Семенов. - Предложила сделать это между 20 и 22 часами, когда Евгений обычно выходит покурить в палисадник. Уточнить время обещала, позвонив убийцам по телефону, что и сделала.
...Оперативники, они же "наемники", беспрепятственно вошли через предусмотрительно незапертую калитку, увидели курящего на террасе Евгения. Он безропотно откликнулся на предложение пройти к машине, предполагая, что мать в очередной раз отправляет его в психиатрическую больницу и сопротивляться бесполезно. Только в машине Евгений узнал, что перед ним сотрудники милиции, спасшие его от гибели. Мать поверила в инсценировку, назначила встречу с киллерами, чтобы рассчитаться. Прежде чем достать деньги, расспросила о подробностях. Никаких следов сожаления, слез, подавленного настроения. Убедившись, что замысел удался, она выплатила гонорар. И - сразу новый "заказ": убить родственника, проживающего в Москве. Его жизнь она оценила и вовсе в 500 долларов. При передаче денег она была задержана. В содеянном, как говорит следователь Егор Бузов, не раскаивается, жалеет лишь, что не удалось довести задуманное до конца. Мотивы преступления объясняет обыденно: "Сын у меня ни на что не способен. Не работает, выпивает. Мешает жить".
- Эти аргументы не поддаются разумению. Что-то, может, в сознании таких людей сдвинулось? Как бы там ни было, мотивы преступления сейчас тщательно анализируются. По одной из версий, Евгений попросил мать переписать дом на его 15-летнюю дочь, а Любовь Тимофеевна отказалась делить жилье. Впрочем, мотив мог быть и иным. Например, сын вроде бы мешал матери устроить личную жизнь, из-за него она рассталась со своим сожителем... Но для меня ясно, что она прежде всего, а не сын, нравственно больна, - говорит Валерий Игнашин, начальник отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Тульской области.
Евгений после ареста матери вернулся в опустевший дом. Мать он не решается, не может осудить. Просит встречи, пытается убедить следователей, что она пошла на все это "сгоряча, не обдумав", а сейчас сидит одна в изоляторе и горько раскаивается. Любовь Тимофеевна остается для него как-никак матерью.
- Да, она не разрешала мне работать, хотела, чтобы я занимался домашним хозяйством, ухаживал за парализованной бабушкой. Для этого и добилась, чтобы меня признали недееспособным: хоть какие-то, но в семейный бюджет и от меня шли деньги, - выгораживает ее Евгений. - Я не знаю, почему мама хотела меня убить...
Что на это скажешь?.. Сама же Любовь Тимофеевна, несмотря на грозящее наказание, не сломлена, ищет адвокатов, которые помогут ей выйти на волю. Для этого написала доверенность на продажу своего дома. Где жить после этого парализованной свекрови и сыну, ее, похоже, не волнует.
...Рассказывают, когда Любовь Тимофеевну задерживали, грянул гром. "Ведьму поймали", - невесело пошутил один из оперативников.
Благодарим за содействие в подготовке материала помощника прокурора Тульской области ст. советника юстиции Любовь Кузнецову.