Будут ли наших чемпионов защищать сотрудники МИД?

Бывшие чемпионы занимаются дипломатией, но пока народной. А юные турецкие хоккеисты поют «Катюшу» в День Победы 9 мая 

В период максимально строгих мер самоизоляции эпицентр спорта в России переместился со стадионов в просторы интернета. В ходе онлайн-лекции для студентов МГИМО известный хоккеист Денис Абдуллин спросил у главы МИД Сергея Лаврова:

– Рассматривает ли МИД возможность стажировки для студентов курса спортивной дипломатии МГИМО? Чтобы уже сейчас мы могли приобретать опыт для развития стратегии для реализации российского спорта на международном уровне.

Вопрос вполне логичный, но (как мне показалось) слегка озадачил министра иностранных дел.

– Такой темы пока не возникало в наших контактах с Олимпийским комитетом, Министерством спорта и спортивными федерациями. Но идея хорошая, и мы постараемся воплотить её в жизнь. Ведь в современной спортивной дипломатии все меньше спорта и все больше дипломатии, причем не очень добросовестной порой, - добавил от себя глава МИД.

Был ли этот ответ опытнейшего дипломата своему молодому коллеге всего лишь данью вежливости? Или же МИД серьезно возьмется спорт – покажет ближайшее будущее. Но эта тема в самом деле давно уже назрела. А как же готовить специалистов высшего уровня для международной деятельности во благо России, если у них по ходу обучения нет соответствующей производственной практики?

Мы дозвонились Денису Абдуллину. Он три года назад завершил игровую карьеру, которая проходила в «Тракторе», «Ак Барсе», «Металлурге» и других ведущих клубах КХЛ, а также в сборной России.

- На моё предложение уже отреагировали, и очень хорошо – мне звонили спортсмены и политики. – рассказал Абдуллин «Труду». – Да, профессии «спортивный дипломат» у нас пока нет. В связи с коронавирусом есть проблемы посложнее, МГИМО пока закрыт, а обучение идёт на удалёнке, т.е. в онлайн-формате. Но я уже запускаю медийный проект, на котором бывшие спортсмены будут активно обсуждать политику и спорт. Собираются подключиться известные в прошлом чемпионы по легкой атлетике, фехтованию и другим видам спорта. Первым героем будет Камил Гаджиев, президент Fight Nights Global.

Во время обучения в магистратуре МГИМО по специальности «спортивная дипломатия» у студентов есть возможность прохождения практики в ОКР, спортивных федерациях и других организациях. Но на данный момент я бы предпочел пройти практику в МИД. «Если хочешь быть лучшим, то тренируйся с лучшими». А потом поступить в аспирантуру при МИД. Я собираюсь предложить свои услуги и ФХР, но ещё надо освоить знания наук, не связанные с хоккеем. Меня в ФХР официально ещё не приглашали, но по части детского хоккея я уже работаю в этом направлении.

Когда мы с адвокатом и спортивным юристом, который неоднократно защищал многих спортсменов на международном уровне отстраненных по допингу, Александром Чеботаревым обсуждали мой диалог с Лавровым, он сказал, что можно было задать вопрос ещё острее: «А не пора ли МИД РФ вмешаться и более активно помогать нашим спортсменам?!» Если создать спецгруппу при МИД, где помимо спортивных дипломатов, постоянно работали бы представители ОКР, Минспорта и других структур, то они могли бы не только решать проблемы российских атлетов за рубежом – например, как допинг-скандалы, но и регулировать другие аспекты. Например, когда наши хоккеисты сбегали в НХЛ и потом там успешно играли и хорошо зарабатывали, то воспитавшие их российские клубы порой никаких компенсаций не получали и не могли на это повлиять. Такие непростые вопросы и сейчас желательно решать с подключением спортивных дипломатов. Как хоккеист знаю, что этот вопрос давно назрел. Или российские чемпионы, выступающие за зарубежные клубы, зачастую не получают то, что им было положено по контракту. Профсоюзы в некоторых видах спорта так хорошо, как в НХЛ, мало где защищают. Кстати, меня на учебу в МГИМО побудил именно тот правовой беспредел, который творился в отношении россиян перед и по ходу зимней Олимпиады 2018 года. Не буду сейчас махать кулаками после драки. Но я уверен, если бы к этой проблеме подключился МИД с его громадным авторитетом, Игры в Пхенчхане прошли бы для нас более успешно.

Кстати, слова Абдуллина подтверждаются недавним эпизодом, когда на чемпионате мира по биатлону в марте 2020 года в итальянском Антхольце местная полиция взялась «вязать» наших спортсменов и тренеров, именно работники посольства РФ прибыли из Рима и помогли нашей команде избежать ещё больших неприятностей. Которых российские спортсмены и так натерпелись немало, начиная с 2015 года. С «подачи» ВАДА наши чемпионы в разных видах спорта отстранялись от Олимпиад и других крупнейших турниров. Зачастую без всякого на то основания. Лишь за факт выступления за сборную России. Поневоле возникал вопрос: а что же делают наши дипломаты?! 

Надо признать, что даже за пределами МГИМО Абдуллин уже активно занимается дипломатией. Но пока лишь народной. «Я привык действовать по принципу: если что-то не нравится – предлагай, если предлагаешь – делай». Совместно с Домом национальностей Денис организовал международный детский турнир, приуроченный к Дню народного единства. В прошлом году, помимо россиян, приезжали юношеские команды Белоруссии и Казахстана, в ноябре этого года география расширится – добавятся участники из Канады, Чехии, Финляндии и США, которых сам Денис непосредственно приглашает и организовывает их проживание и тренировки в Москве.

Хоккейная школа Дениса Абдуллина не только готовит будущие кадры нашего хоккея, но и успешно наводит мосты между народами

А стамбульский филиал московской Хоккейной академии Дениса Абдуллина, не без его активного участия, 9 мая устроили видео-онлайн, где турецкие дети совместно со своими родителями пели «Катюшу». На некоторые мероприятия – мастер-классах российских тренеров, товарищеских матчах и т. д., турецкие юные хоккеисты выходят в свитерах с гербами Турции и РФ. При том, что стамбульская детская школа субсидирует не из российских, а своих местных ресурсов. 

Впрочем, после общения с хоккеистом Абдуллиным у корреспондента «Труда» возникло ощущения дежа вю. А олимпийский чемпион 2004 года по пулевой стрельбе Михаил Неструев подтвердил это:

– О необходимости создания подобной структуры остро стоял вопрос ещё 15 лет назад. Экс-глава МИД (на тот момент), президент Торгово-промышленной палаты и председатель комиссии по международной спортивной деятельности Евгений Примаков был инициатором создания учебной группы спортивных дипломатов. Он тогда подробно обсуждал со мной разные аспекты нашей учебы. Кроме меня в 2005 году сдали вступительные экзамены и поступили в Дипломатическую академию МИД России олимпийские чемпионы Алексей Немов (гимнастика), Ольга Брусникина (синхронное плавание), чемпион мира Хусейн Исмаилов (фехтование). После нас это же заведение окончили олимпийские чемпионки Татьяна Лебедева, Елена Слесаренко и другие известные атлеты и весьма интеллектуальные люди, которые по ходу учебы освоили серьезные науки, иностранные языки, получили полезные знания и навыки. Но постепенно поддержка этого учебного курса со стороны руководства МИД, Минспорта и ОКР сошли на «нет».

Я, конечно, рад, что и среди известных атлетов более младшего поколения появляются такие грамотные и активные парни, как Денис Абдуллин. Эти специалисты сейчас действительно нужны российскому спорту. Я и другие выпускники моего курса готовы на сотрудничество в этой сфере. Но сомневаюсь, что при нынешней ситуации ОКР и Минспорта станут серьезно помогать в трудоустройстве нынешних выпускников дипломатических. У нас ведь принцип: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Чиновники и олигархи, занимающие посты глав российских спортивных федераций, не заинтересованы в активном сотрудничестве с международными федерациями и другими спортивными организациями. В том числе и потому, что не хотят, чтобы в их виде спорта кто-то из россиян был не ниже их, а на равных. Алишер Усманов в этом плане – лишь приятное исключение. Представителей РФ в разных международных спортивных федерациях после 2000 года все меньше, и действуют они там с низкой активностью и эффективностью.

Эмоциональные слова Неструева подтверждает и признания лучшего защитника мирового хоккея, а в дальнейшем министра спорта РФ Вячеслава Фетисова:

«Я был первым избранным главой комитета спортсменов ВАДА – с 2007 по 2014 годы, - рассказал Фетисов. – Параллельно разрабатывался кодекс ВАДА, куда могли внести свои предложения страны, федерации, и даже спортсмены лично от себя. Все терапевтические исключения, что у нас сейчас стараются перевернуть с ног на голову, в кодексе есть. Потом, когда я уходил из ВАДА, я предложил новому министру спорта (Виталию Мутко – TRUD.RU): «Давай съездим, я тебя познакомлю со всеми друзьями в ВАДА». Мне удалось за эти годы выстроить отношения в этой организации, мы были в курсе всего, что там происходило. Но министр ответил: «Мы этой фигней заниматься не будем».

К сожалению, многие конструктивные предложения Фетисова (справа), Абдуллина и других наших чемпионов не всегда находят понимание у госчиновников

О дальнейших взаимоотношениях россиян с ВАДА, а также с МОК и некоторыми международными федерациями нам всем известно. Результат их оказался катастрофическим для российского спорта.