Новый пакет европейских санкций вряд ли сильно навредит главе Белоруссии, а вот расходы Москвы на содержание братского режима могут существенно возрасти
Белоруссия может столкнуться с весьма серьезными последствиями в связи с арестом бывшего редактора оппозиционного Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и принудительной посадкой в воскресенье, 23 мая лайнера авиакомпании Ryanair. Как стало известно агентству экономической информации Bloomberg, Евросоюз может ввести секторальные санкции против республики.
По данным обозревателей агентства, санкции в первую очередь коснутся нескольких десятков физических и юридических лиц, которые могут быть причастны к инциденту с самолетом. Также весьма вероятно, что авиакомпании «Белавиа» будет полностью закрыт доступ в европейское воздушное пространство (пока белорусские самолеты отказываются пускать только некоторые страны). При этом источники не исключают, что могут быть приняты и более серьезные меры, направленные против целых отраслей белорусской экономики. В этом случае европейское руководство будет бить по госпредприятиям, которые составляют основу экономической системы Белоруссии.
В среду, 26 мая стало известно, что международная правозащитная организация «Репортеры без границ» (RSF) подала в Генпрокуратуру Литвы заявление, в котором обвинила президента Белоруссии Александра Лукашенко в угоне воздушного судна.
По мнению авторов заявления, сообщение о бомбе, якобы заложенной на борту лайнера, было ничем иным, как провокацией белорусских спецслужб, организованной по личному приказу Лукашенко с целью захватить неугодного ему оппозиционного журналиста. Протасевича белоруссские власти считают террористом, экстремистом и организатором протестов. Составители заявления полагают, что, санкционировав операцию по его поимке, Лукашенко нарушил 251-ю и 252-ю статьи Уголовного кодекса Литвы (угон самолета с преступным намерением), и потому должен быть привлечен к ответственности.
Сам Лукашенко попытался оправдаться и заявил, что действовал на законных основаниях. «Я действовал законно, защищая людей, по всем международным правилам», - подчеркнул политик.
По его словам, сообщение о минировании было получено из Швейцарии, а экипаж самолета, прежде чем сесть в Минске, созванивался с руководством авиакомпании и аэропортом в Вильнюсе, и, по итогу этих переговоров принял решение садиться в белорусской столице. Также Лукашенко прокомментировал то, что ВВС республики подняли навстречу лайнеру истребитель МиГ-29, вооруженный ракетами «воздух-воздух». Сам факт подъема военного самолета политик не отрицал, но отметил, что истребитель не принуждал лайнер к посадке, а просто его сопровождал.
«Самолет развернули возле БелАЭС. А если бы вдруг системы безопасности АЭС были переведены в режим полной боевой готовности?» - привел свои аргументы глава республики.
В целом, версию о принудительной посадке лайнера и удержании его в аэропорту Минска Лукашенко назвал «бредом» и «абсолютной ложью».
Ранее Минобороны республики заявило, что истребитель должен был помочь лайнеру безопасно зайти на посадку в аэропорту «Минск-2». В чем конкретно могла заключаться такая помощь, белорусские военные пояснять не стали.
Часть обозревателей уже отметили, что введение против Белоруссии новых санкций мало что изменит для самого Лукашенко и его силовиков. Белорусская элита многие годы живет под формальными рестрикциями Запада и вполне приспособилась к такому положению дел.
Белорусская экономика действительно понесет некоторые потери и убытки; так, накануне авиакомпания «Белавиа» заявила, что из-за запрета полетов в ряд стран вынуждена будет «оптимизировать затраты и штат» - читай, уволить часть сотрудников, а оставшимся урезать зарплаты.
Примечательно, что в 2020-м, несмотря на крайне спорные результаты выборов и вполне очевидные зверства силовиков при разгоне протестных акций, включая убийство нескольких безоружных демонстрантов, – ни Европа, ни США так и не вели против Минска жестких санкций, которые могли бы обвалить белорусскую экономику. Некоторые эксперты объяснили это тем, что Брюссель и Вашингтон не хотели толкать Лукашенко в объятья Москвы: ведь, оказавшись перед перспективой экономического коллапса, белорусское руководство могло пойти по пути интеграции с Россией, каковой успешно избегает все последние годы.
Впрочем, если даже коллективный Запад решит всерьез проучить «последнего диктатора Европы», то и в этом случае с Белоруссией вряд ли случится что-то плохое. 28 мая президенты России и Белоруссии должны встретиться в Сочи. Весьма вероятно, что Александр Лукашенко, по уже сложившейся традиции, вновь будет просить невозвратных кредитов и бесконтрольных субсидий. И, скорее всего, получит их. В результате российские налогоплательщики в очередной раз оплатят причуды многовекторной политики братского режима.