Минский цугцванг: за политическую вендетту Лукашенко могут заплатить россияне

Новый пакет европейских санкций вряд ли сильно навредит главе Белоруссии, а вот расходы Москвы на содержание братского режима могут существенно возрасти 

Белоруссия может столкнуться с весьма серьезными последствиями в связи с арестом бывшего редактора оппозиционного Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и принудительной посадкой в воскресенье, 23 мая лайнера авиакомпании Ryanair. Как стало известно агентству экономической информации Bloomberg, Евросоюз может ввести секторальные санкции против республики.

По данным обозревателей агентства, санкции в первую очередь коснутся нескольких десятков физических и юридических лиц, которые могут быть причастны к инциденту с самолетом. Также весьма вероятно, что авиакомпании «Белавиа» будет полностью закрыт доступ в европейское воздушное пространство (пока белорусские самолеты отказываются пускать только некоторые страны). При этом источники не исключают, что могут быть приняты и более серьезные меры, направленные против целых отраслей белорусской экономики. В этом случае европейское руководство будет бить по госпредприятиям, которые составляют основу экономической системы Белоруссии.

«Воздушное пиратство»

В среду, 26 мая стало известно, что международная правозащитная организация «Репортеры без границ» (RSF) подала в Генпрокуратуру Литвы заявление, в котором обвинила президента Белоруссии Александра Лукашенко в угоне воздушного судна.

По мнению авторов заявления, сообщение о бомбе, якобы заложенной на борту лайнера, было ничем иным, как провокацией белорусских спецслужб, организованной по личному приказу Лукашенко с целью захватить неугодного ему оппозиционного журналиста. Протасевича белоруссские власти считают террористом, экстремистом и организатором протестов. Составители заявления полагают, что, санкционировав операцию по его поимке, Лукашенко нарушил 251-ю и 252-ю статьи Уголовного кодекса Литвы (угон самолета с преступным намерением), и потому должен быть привлечен к ответственности.

Сам Лукашенко попытался оправдаться и заявил, что действовал на законных основаниях. «Я действовал законно, защищая людей, по всем международным правилам», - подчеркнул политик.

По его словам, сообщение о минировании было получено из Швейцарии, а экипаж самолета, прежде чем сесть в Минске, созванивался с руководством авиакомпании и аэропортом в Вильнюсе, и, по итогу этих переговоров принял решение садиться в белорусской столице. Также Лукашенко прокомментировал то, что ВВС республики подняли навстречу лайнеру истребитель МиГ-29, вооруженный ракетами «воздух-воздух». Сам факт подъема военного самолета политик не отрицал, но отметил, что истребитель не принуждал лайнер к посадке, а просто его сопровождал.

«Самолет развернули возле БелАЭС. А если бы вдруг системы безопасности АЭС были переведены в режим полной боевой готовности?» - привел свои аргументы глава республики.

В целом, версию о принудительной посадке лайнера и удержании его в аэропорту Минска Лукашенко назвал «бредом» и «абсолютной ложью».

Ранее Минобороны республики заявило, что истребитель должен был помочь лайнеру безопасно зайти на посадку в аэропорту «Минск-2». В чем конкретно могла заключаться такая помощь, белорусские военные пояснять не стали.

За что заплатят россияне

Часть обозревателей уже отметили, что введение против Белоруссии новых санкций мало что изменит для самого Лукашенко и его силовиков. Белорусская элита многие годы живет под формальными рестрикциями Запада и вполне приспособилась к такому положению дел.

Белорусская экономика действительно понесет некоторые потери и убытки; так, накануне авиакомпания «Белавиа» заявила, что из-за запрета полетов в ряд стран вынуждена будет «оптимизировать затраты и штат» - читай, уволить часть сотрудников, а оставшимся урезать зарплаты.

Примечательно, что в 2020-м, несмотря на крайне спорные результаты выборов и вполне очевидные зверства силовиков при разгоне протестных акций, включая убийство нескольких безоружных демонстрантов, – ни Европа, ни США так и не вели против Минска жестких санкций, которые могли бы обвалить белорусскую экономику. Некоторые эксперты объяснили это тем, что Брюссель и Вашингтон не хотели толкать Лукашенко в объятья Москвы: ведь, оказавшись перед перспективой экономического коллапса, белорусское руководство могло пойти по пути интеграции с Россией, каковой успешно избегает все последние годы.

Впрочем, если даже коллективный Запад решит всерьез проучить «последнего диктатора Европы», то и в этом случае с Белоруссией вряд ли случится что-то плохое. 28 мая президенты России и Белоруссии должны встретиться в Сочи. Весьма вероятно, что Александр Лукашенко, по уже сложившейся традиции, вновь будет просить невозвратных кредитов и бесконтрольных субсидий. И, скорее всего, получит их. В результате российские налогоплательщики в очередной раз оплатят причуды многовекторной политики братского режима.