"ВАШ СЫН ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ"

Вчера в Ливан вылетел министр обороны Испании Хосе Антонио Алонсо. С собой военный чиновник захватил медэкспертов и образцы ДНК для опознания шестерых солдат, погибших при взрыве в Бейруте. Военнослужащие стран НАТО заранее проходят ДНК-экспертизу, и там ни при каких обстоятельствах не может быть неопознанных тел. В отличие от России, где хоронили в безымянных могилах павших в Чечне солдат...

Напомним: несколько лет 124-я лаборатория медико-криминалистической экспертизы Минобороны РФ в Ростове-на-Дону занималась опознанием задним числом, собирая по крохам сведения о родственниках павших солдат. Установить имена погибших удалось в 6 из 10 случаев.
В 2000 году 266 неопознанных тел были преданы земле на Богородском кладбище в Подмосковье. А безутешным в горе родителям выслали стандартные извещения: "Ваш сын пропал без вести". Если вообще выслали...
Ну и какие выводы после этого сделаны? Практически никаких. В положении "неизвестного героя" может очутиться любой солдат или офицер, направленный в зону боевых действий. В отличие от НАТО, в нашей армии генетические анализы ни у кого как не брались, так не берутся. Несколько лет назад у всех военнослужащих Минобороны и внутренних войск, в том числе и у автора этих строк, "откатали" отпечатки пальцев. Как оптимистически объяснили эксперты, если вас укокошат, но при этом руки не пострадают, то будет проще установить личность.
За разъяснением, что же мешает и нам сначала брать образцы ДНК у военнослужащих, а потом уже посылать их в "горячие точки", "Труд" обратился к заместителю начальника Главного государственного центра судебно-медицинской и криминальной экспертизы Минобороны РФ полковнику медицинской службы Павлу Пинчуку. Вот что он сказал:
- Это можно и нужно было делать. Но в России отсутствует нормативно-правовая база на проведение геномной регистрации. Некоторые полагают, что анализы на генном уровне являются вторжением в частную жизнь. Есть и другие тонкости. Требуется специальный закон, которого, насколько мне известно, еще нет даже в проекте.
К числу других тонкостей, вероятно, следует отнести финансирование: ДНК-анализ стоит примерно 500 долларов. Только в одной Чечне постоянно находится порядка 30 тысяч военнослужащих. Да еще в кратковременные командировки выезжают многие. Получается, надо затратить десятки миллионов долларов, которых на это дело никто и не выделяет. В отличие от испанцев, экономим не только на жизни, но и на смерти своих солдат.