И вот проходит стюардесса - как принцесса...

Какова она, цена заоблачной улыбки?

К внешнему виду и дресс-коду стюардесс авиакомпании предъявляют очень строгие требования, за что им наверняка благодарны пассажиры, которым красавицы в изящной форме помогают коротать время в долгих полетах. Но мало кто знает, чего это стоит стюардессам, которые нас встречают и провожают у трапа самолета.

В Израильской национальной авиакомпании EL AL на днях разразился скандал. Руководство потребовало от стюардесс встречать пассажиров и провожать их к креслам в туфлях на высоком каблуке, дабы девушки еще больше радовали глаз. В ответ бортпроводницы составили коллективную петицию: «Мы не верим, что каблуки необходимы для презентабельной внешности, тем более для стюардесс, которым долгое время приходится быть на ногах. Авторам идеи предлагаем хотя бы час походить по салону в таких туфельках...»

Председатель совета бортпроводников профсоюза авиационных работников России Владислав МАКЕЕВ заверил корреспондента «Труда», что нашим стюардессам злая участь не грозит. Высота каблуков у летающих девушек согласно регламенту должна быть 4-5 см. Тоже не кеды, но и не шпильки. Салон самолета не паркетный зал: тут, бывает, в воздушных ямах кидает из стороны в сторону и трясет, как в штормовом море...

Зато у нас есть более прозаичные поводы для жалоб. Это цитата из февральского обращения стюардесс дочерней компании «Донавиа» на имя гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева: «Случается, 12 часов отдыха между полетами сокращаются до 9-8 часов. Руководитель службы бортпроводников заставляет лгать о точном времени стартовым врачам, пугая увольнением. Составить график труда, а соответственно, и личного времени отдыха в этой ситуации нельзя. Большинство живут семьями с маленькими детьми. Уход за ними и просто дела по дому невозможно планировать».

А как же популярный советский фильм «Еще раз про любовь», где стюардессу сыграла блистательная Татьяна Доронина, «лучшая девушка Москвы и Московской области»? А песня «Стюардесса по имени Жанна», которую вслед за Володей Пресняковым многие годы распевает народ на российских просторах? Получается, реальная жизнь не очень-то стыкуется с романтическими представлениями о заоблачной профессии. И неудивительно. Редкая профессия сравнится с трудом бортпроводника по физическим и психологическим нагрузкам, по крайне неблагоприятным условиям труда, отдыха и питания. Неслучайно трудовая карьера стюардесс заканчивается в районе 45 лет — на пенсию они выходят раньше, чем шахтеры.

Вот что нам рассказала Татьяна УТКИНА, за плечами которой 20 лет работы в Домодедовском авиапредприятии и налет 10 тысяч часов:

«Начинала я стюардессой на Ил-18, закончила бригадиром бортпроводников на Ил-62. Летали на лайнере в дальние концы — Магадан, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск. Надо было сильно напрягаться, чтобы в течение 8-9 часов полета с улыбкой отвечать на любой каприз пассажиров. В настоящее испытание превратились полеты в 90-х, когда салоны заполняли под завязку челноки с баулами и новые хозяева жизни в кожанках. Пьянство на борту, драки, нецензурщина, хамское отношение... А про условия отдыха без слез не вспомнишь. Летали с эстафетой — это когда прилетаешь в пункт назначения и остаешься на ночевку до обратного рейса. В профилактории бесконечные прилеты и отлеты экипажей из разных аэропортов. У одних на часах ночь, у других — утро... Шум, гомон... Помню, в Тикси пришлось ночевать на стульях, мест на всех не хватило. Особенно мы не любили летать в Хабаровск, Анадырь, Якутск, где толком нельзя было ни помыться, ни отдохнуть. А ведь в салоне перед пассажирами надо появиться свежей как огурчик. Носить брюки по инструкции не полагалось. Вот представьте, каково стоять на трапе в мороз при пронизывающем ветре! А о создании семьи когда думать? Никакой нормальный мужик не согласится на такой сумасшедший режим работы жены. Счастливые браки стюардесс чаще всего бывают только в кинофильмах и глянцевых журналах...»

Хотя бывают исключения. Миллиардер Роман Абрамович встретил свою избранницу как раз в образе стюардессы на борту самолета. Правда, брак потом распался. А в полете всякое случается. Уткина вспоминала, как ее коллега Наталья Астахова приняла роды на борту, причем на свет появилась двойня. Сюжет об этом событии фигурировал в популярной телепередаче «От всей души». Хотя, бывает, стюардессы засвечиваются в историях с дебоширами и хулиганами.

Психолог Татьяна ФИЛИПЬЕВА написала диссертацию, где исследовала воздействие на здоровье бортпроводниц разных факторов — от перепадов давления и повышенной радиации до постоянной смены часовых поясов и нервотрепки с пассажирами. Выводы ошеломляют. «Из всей группы бортпроводниц ГА хроническая соматическая патология выявлена в 66,9% случаев, — сообщает автор со ссылкой на данные медицинских обследований. — Чаще всего это болезни системы кровообращения, органов пищеварения и органов дыхания. А подверженность гинекологическим заболеваниям растет пропорционально летному стажу: до 5 лет — 49,7%, свыше 16 лет — 89,1%».

Почему так получается? По информации Бориса ПОТИЕВСКОГО, медэксперта по летному составу ЦКБ гражданской авиации, рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию работодателя. То есть мы с вами еще только едем в аэропорт, а стюардесса уже вовсю работает. Сначала в медпункт, где проверят давление и общее состояние, потом прохождение таможни, пограничного контроля, а дальше... принять питание на борт, проверить порядок в салоне и местах общего пользования, встретить пассажиров и весь рейс выполнять роль хозяйки, к которой нагрянула сотня гостей. И улыбаться, улыбаться, улыбаться...

Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника — 40 часов в неделю. Но, как показывает коллективная жалоба стюардесс гендиректору «Аэрофлота», это требование соблюдается далеко не всегда. И если такое случается в подразделениях крупнейшего российского авиаперевозчика, то что говорить о небольших компаниях, где порой не могут обеспечить таких элементарных условий труда и отдыха персонала.

В Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» нам сообщили, что высокие каблуки наверняка осложнят аварийное покидание самолета. Поэтому предположили, что такое решение принималось «эффективными менеджерами», а не профессионалами, знакомыми с особенностями летных профессий не понаслышке. Между тем за израильских стюардесс вступилась женская организация из этой страны, которая готовит иск против авиакомпании, причем будет настаивать, чтобы «каблучная директива» рассматривалась с точки зрения нарушения принципа равенства полов. А за сексизм зарубежная Фемида карает неотвратимо и безжалостно. Так что скоро ихним стюардессам выйдет облегчение.

А нашим?