День Победы. Сиквел

Отечественные каналы умеют освещать масштабные события

Это определение иностранного происхождения не подразумевает ничего уничижительного. Подобным образом теперь называют продолжения книг и фильмов, в том числе и наших авторов, даже если они ярые патриоты. Так уж сложилось. А поскольку речь пойдет не столько о самом празднике, сколько о его освещении на федеральном ТВ, то термин и вовсе можно считать уместным. В данном случае оригинал — в силу известных причин — оказался скомканным. Зато сиквел удался на славу.

Не зря мэр Собянин уговаривал москвичей не выходить на улицы, дабы поглазеть на военную технику, лучше, мол, смотреть парад по телевизору. Отечественные каналы умеют освещать масштабные события, даже если их сопровождает крайне неприятный контекст. А здесь такового хватало: ведь каких только пакостей не наговорили либералы, убежденные, что на фоне новых тысяч бедолаг, ежедневно подцепляющих коронавирус, проводить массовое мероприятие — чистой воды авантюра, если не сказать хуже. Вот же клеймило руководство нашей страны Лукашенко, во время пика пандемии устроившего 9 Мая парад в столице Белоруссии, а само?

Но, во-первых, не будем уподобляться недоброжелателям и зло потирать руки: «А вот посмотрим, какие цифры по ковиду через две недели будут!» Лучше — по примеру того же Батьки с его минским «пиром во время чумы» — перекрестимся: «Бог пронесет!» Во-вторых, признаем: парад в Москве, состоявшийся в среду, 24 июня, произвел впечатление не только на российского президента, оценившего его выразительным жестом, но и на миллионы зрителей. Нет сомнения, что в списке самых рейтинговых программ года он окажется на самом верху.

Наверное, значительная часть аудитории, уставившись в голубой экран, задавалась вопросом: где камер-то столько спрятали? Откуда ракурсы столь необычные? К примеру, в «ящике» такой кадр: Шойгу (мы видим его со спины) поздравляет военнослужащих (на экране их лица крупным планом). Логика подсказывает, что телеоператор должен находится позади машины министра. Но тут следует панорама с высоты птичьего полета. И становится понятным, что никаких камер там нет. А сам пролет как снят? Помнится, десяток лет назад во время трансляций парадов в объектив иногда попадали гигантские мачты, установленные в нескольких местах возле Красной площади. Между ними были натянуты тросы, по которым и скользили съемочные аппараты. Теперь подобных конструкций не было. И как же они умудряются такую «картинку» давать?

Ответ прост. Это раньше парады репетировали по ночам. На сей раз — днем. Вот и предположим, что во время репетиций на площади и по соседству расположилось множество камер, которым были доступны самые необычные планы, в том числе крупные. «Консервы» потом и вставляли в прямую трансляцию. Ляпы исключены — на таких мероприятиях все выверено до мелочей. Во время «премьеры» танки едут по тем же самым маршрутам, в строю стоят те же солдаты, офицеры и курсанты, каждый на своем месте, что и во время репетиций. А картинку сверху — уже без посторонних людей и предметов на площади — вполне могут обеспечить дроны. На мысль о вышесказанном наводит следующее: на одних кадрах мы видим ярко-голубое небо, на других — затянутое дымкой, как в предыдущие дни.

Ну и, конечно, вовсю теперь используется компьютерная графика. Многие зрители обратили внимание, как в одном эпизоде камера как бы влетела в ствол, проникла внутрь танка, после чего совершила там мини-экскурсию. В другом месте она выскакивала из сопла, показывая эффектный вид истребителя сзади:

А теперь — по существу. Когда представителей власти спрашивали, зачем устраивать массовое мероприятие во время эпидемии, кому это нужно, звучал ответ: «Ветеранам, в том числе и тем, кто будет на трибунах». — «А не страшно ли за людей, в силу возраста находящихся в зоне самого что ни на есть реального риска?» — «Нет, все предусмотрено». — «И самих героев не пугает зараза?» Тут питерский градоначальник Беглов заверил, что он лично спрашивал об этом стариков, и те ему дружно ответили: «Фашистов не боялись, а тут какой-то вирус!»

Но вот факт: все эти компьютерные чудеса и прочие дорогостоящие телевизионные примочки сделаны были не для дедов на трибунах, они-то их как раз и не увидели. На самом деле все эти красоты предназначены для широких народных масс (тех, естественно, что по-прежнему преданы федеральному ТВ). Чтобы, впечатленные, неделю спустя они вышли голосовать за поправки к Конституции с чувством уверенности в собственной защищенности.

А еще о сиквеле можно говорить в связи с тем, что 24 июня телеэфиру сопутствовало все то, что обычно бывает накануне Дня Победы. То есть огромное количество фильмов и сериалов на военную тематику. И тут приходится констатировать, что киноклассика стремительно устаревает. Тут вот «Первый» с помпой преподнес отреставрированную кино-эпопею «Освобождение». Так вот, камерные сцены с участием прекрасных актеров по-прежнему смотрятся неплохо. А батальные, где задействованы тысячи статистов и сотни единиц боевой техники, кажутся полной архаикой. Помните, например, сцену, где артиллерист (Николай Олялин) останавливает танковую атаку? Драматичный момент, но, по нынешним меркам, вялый. Если б кому-то пришло в голову сделать сиквел произведения Озерова, то зрители увидели бы в подобном эпизоде и снаряды, летящие в замедленном темпе, и прочие навороты. Вот где действительно не хватает компьютера!..