Все свалили на стрелочника Иманбека

Трек 19-летнего самодеятельного казахского музыканта взорвал чарты

Помните, как мы изумлялись 70 тысячам просмотров ролика «Гитар» Петра Налича в сентябре 2007-го? Потом 300 тысяч кликов накосили «Комбайнеры» Игоря Растеряева за четыре дня октября 2010 года. Потом 5,5 млн у «Чайлдфри» Монеточки за июнь — сентябрь 2017-го. А тут вдруг ядерный взрыв: 4,5 млрд набирает трек Roses 19-летнего самодеятельного казахского музыканта Иманбека Зайкенова, которого продвигает российский лейбл Effective Records.

Знающие люди это оценят: высокое место в главном американском рейтинге Billboard Hot 100 на протяжении уже 13 недель, первые позиции в других авторитетных чартах. Такого успеха не достигал никто из российских, постсоветских или восточноевропейских музыкантов.

Уточним: эта песня — ремикс трека американского рэпера SAINt JHN (Карлоса Сент-Джона). Однако оригинальное творение не слишком известного исполнителя четыре года назад признания специалистов и публики не получило. Но прошлой осенью запись попала на глаза юному служащему железнодорожной станции из небольшого казахского города Аксу. И вскоре он проснулся знаменитым.

Заметим: Иманбек не имеет музыкального образования, на вполне любительском уровне перебирает струны гитары. Но год назад он увлекся составлением треков из библиотек звуков, что в изобилии предоставляет интересующимся интернет. Поначалу его композиции внимания не привлекли. Однако кому-то вдруг пришло в голову разместить удачно подобранные электронные ритмы в ремиксе Roses на паблике бренда Emporio Armani. И началось! В апреле саундтрек попал в поле внимания пользователей сервиса TikTok и стал музыкальным фоном для любительских видео, набравших те самые 4,5 млрд просмотров. Кстати, вполне сравнимо с успехом другого казахского персонажа, правда, выдуманного — знаменитого Бората.

Сам Иманбек, может быть, пока не столь узнаваем, как киношный Борат, зато совершенно реален. С ним уже заключил договор московский лейбл танцевальной музыки Effective Records, который ранее продвинул на Запад энтузиастов из российских регионов — Rompasso (Саратов), Going Deeper (Нижний Новгород), Swanky Tunes (Смоленск). Получается, в интернет-эпоху не так важно, живешь ты в мегаполисе или в райцентре... Лейбл наладил отношения с американским автором оригинала. Чья карьера, увязшая было в болоте, теперь тоже получила мощный толчок: на него посыпались заказы, масштаб которых можно представить хотя бы по бюджету последнего клипа — 125 тысяч долларов. Это, можно сказать, в большой степени деньги Иманбека Зайкенова, не будь которого не было бы и второго восшествия его американского коллеги на музыкальный небосклон.

Сам же Иманбек, несмотря на финансовый успех, уезжать из родного Аксу не торопится. Разве что уволился с железной дороги, чтобы посвятить себя музыке. Какова же мораль из этой истории? Ну, во-первых, благодаря Сети любой склонный к музыке стрелочник может добиться успеха большего, чем империи шоу-бизнеса. В самом деле, совершал ли когда-нибудь подобный прорыв кто-то из выдвиженцев, допустим, Игоря Крутого или Виктора Дробыша, в которых вбухиваются громадные деньги?

Во-вторых, давайте все же не впадать в чрезмерный восторг: что мелодия Сент-Джона, что ее обработка Зайкеновым — прямо скажем, не битловская Yesterday и не «Как прекрасен этот мир» Давида Тухманова. Если, как принято говорить, в музыке всего семь нот, то в современной танцевальной их еще меньше. А то, что интернет превратил музыкоделание в общее поветрие, самой музыке скорее не плюс, а минус. Если что-то истинно оригинальное и появляется, оно тонет в океане поделок, пусть даже таких ловких, как в случае Иманбека. Не оттого ли, выбрасывая ежегодно на рынок десятки и сотни подобных компиляторов, Сеть не спешит открыть нам нового Маккартни или Тухманова?

Так что подождем хотя бы еще одного столь же успешного опыта Зайкенова. Не зря же говорят — вторая вещь всегда труднее и ответственнее первой.