ПОСЛЕДНИЙ КРУГ

НАШЕ ДОСЬЕ
Елена РОМАНОВА (в девичестве МАЛЫХИНА). Родилась 20 марта 1963 года в хуторе

НАШЕ ДОСЬЕ
Елена РОМАНОВА (в девичестве МАЛЫХИНА). Родилась 20 марта 1963 года в хуторе Верхнекумский Волгоградской области. Заслуженный мастер спорта. Участница Олимпиад 1988, 1992, 1996 и чемпионатов мира 1987, 1991, 1993. Олимпийская чемпионка-92 в беге на 3000 м. Чемпионка Европы в беге на 10 000 м. Обладательница трех золотых медалей Игр доброй воли на дистанциях 3000 м и 5000 м.
После ухода из большого спорта служила в армии сначала в Ростове, потом в Волгограде. С февраля 2006-го работала тренером в областной спецшколе олимпийского резерва "Каустик". Любила детективы, стильную одежду с украшениями и бег во всех его проявлениях. За время спортивной карьеры пробежала более 70 тысяч километров...
КОРОЛЕВА БАРСЕЛОНЫ
"Пришла пятиклашка. Щуплая, не по возрасту умная и организованная, - тренер Людмила Задорожняя видела и восход, и падение звезды длинных дистанций. - Девочка правильно выбрала тренера. Нам кажется, будто мы выбираем детей. На самом деле выбирают нас".
Наставник Геннадий Наумов просил учителя физкультуры волгоградской школы N 100 разрешить девочке Лене ходить на занятия босиком. И она ходила. Так плоская стопа формировалась под будущий золотой бег.
Это "золото" было с кровью. 15, 17, 20 километров бега каждый день. Ногти на ногах стерты до мяса. Если и капали с кровью слезы, то видел их один Наумов.
Его дочь Владлена признается, что ревновала папу ко всепоглощающему бегу: "На сборах он - три месяца, дома - три дня. Но потом стал брать меня с собой. В шесть утра я бегала по коридорам базы в Кисловодске и будила будущих чемпионов".
На Олимпиаду-84 в Лос-Анджелес сборная СССР не поехала из-за политического бойкота. Но волжская принцесса трехкилометрового бега не поехала бы все равно. Лена ждала ребенка от другого воспитанника Наумова, хорошего атлета, доброго и умного Саши Романова.
"На папу было страшно смотреть, когда он узнал о беременности лучшей ученицы, - вспоминает Владлена. - Он так не переживал, когда я, его дочь, заявила, что собираюсь замуж".
Но, родив Сашку-младшего, Романова вернулась на дорожку очень скоро. В Сеуле-88 она бежала отлично, до пьедестала не хватило полшага.
На подножку поезда, идущего в Барселону-92, Лена вскочила в последний момент. Ее тренер, не включенный в сборную, ехал в Испанию как турист.
30-летняя бегунья порвала соперниц и финишную ленточку в Барселоне, на трибуне вскочил "турист" Наумов, у телеэкрана в далекой России заплакала Владлена. "Когда они вернулись, победу мы отмечали на свадьбе моего брата, - вспоминала Владлена. - До Олимпиады Лена для меня была чемпионкой и кумиром. После нее стала сестрой".
В Европе Романова сделала бы карьеру телекомментатора. В Японии, где ее обожали и предлагали остаться стала бы просто живым идолом. Елена выбрала юг неспокойной Родины.
ЛУЧШЕ ГОР ТОЛЬКО СТЕПИ
Советская империя рушилась, погребая под обломками славные имена. Но, казалось, те обломки и осколки летели мимо олимпийской чемпионки Елены Романовой, победившей в 1992-м под странным белым флагом непонятного СНГ.
До Барселоны кандидат в сборную имела двухкомнатную квартиру в непрестижном районе Волгограда, носившем имя революционного вождя Кирова.
После Барселоны она получила уже три комнаты и возможность купить жилье в оазисе Кисловодска, где атлеты от Москвы и до окраин проводили большую часть активной жизни.
"Ее муж Саша большим спортсменом не стал. Был массажистом, работал в школе, - вспоминает заместитель председателя городского комитета по спорту Александр Тамаров. - А что происходит, когда у мужика есть квартира, деньги и масса свободного времени? Елене - готовиться к чемпионату мира, а у Александра - запой. Она решила забрать его в Кисловодск..."
САШУ-МЛАДШЕГО ВОСПИТЫВАЛА БАБУШКА.
Мама-бегунья, побеждая на престижных официальных мировых стартах, пахала как проклятая и на стартах коммерческих. Она работала на безмятежное настоящее и будущее родной крови. "У нее не было друзей и близких, - говорит тренер Людмила Задорожняя. - Она прилетала и мчалась домой. Всегда говорила, что ее близкие - это мама, сестра, сын..."
В одном из банков Германии русская чемпионка, рожденная под Сталинградом, открыла счет, на который положила деньги на будущую учебу Саши-младшего.
Саша-старший пил.
От ряда людей, близко знавших бегунью от бога Романову, я услышал, что сама Лена вступила в тесный союз с Бахусом... еще до своей блистательной победы на Олимпиаде-92.
Хотя алкоголь и победы на стайерских (долгих) дистанциях не совместимы. Теоретически...
В Атланте-96 она пробежала достаточно хорошо для человека, которому исполнилось 34 года. Это была ее третья и последняя Олимпиада. Елена вернулась в родной город не со щитом. Но и не на щите. Достойно вернулась. Впереди грезилась долгая, красивая жизнь. Красивая, если не считать, что ничего, выше олимпийской победы, в ней уже не предвиделось.
Последний раз Романова взошла на пьедестал на Мемориале братьев Знаменских. Шел 1997 год.
До 28 января 2007 года оставалось 10 лет...
СМЕРТЬ САМЫХ ЛУЧШИХ ВЫБИРАЕТ...
"Когда за плечами победа на Олимпиаде, у вас найдутся силы стремиться к чему-то еще?" - вопрос Александра Тамарова повис в воздухе.
Новейшая история дала городу-герою на Волге 12 триумфаторов Игр. Первая из них, Ольга Бондаренко, уехала в благополучную Германию. Большинство других также разлетелись по стране и по миру. Елену Романову на родине держали прочные, казалось, корни.
Рваться они начали внезапно - как всегда и бывает в жизни...
С мужем Лена рассталась. Чемпионка встретила в Кисловодске настоящего мачо Евгения. Он был моложе. Жизнь бросала его крепко - от водителя "скорой помощи" до охранника и крупье в казино. Родные Романовой были против и самой связи, и идеи завести ребенка.
Новую жизнь зачать не смогли, старые таяли, как мартовский снег.
В Воронеже скончались родители Александра Романова.
Сам Саша умер на улице. Разрыв сердца.
Вскоре ушел в мир иной отец Елены Романовой.
Заболела раком ее мать. Лена делала ей уколы. Возила на лечение. Мама умирала на руках чемпионки.
Матери не стало в январе 2006-го.
Месяц спустя в Кисловодске провел свою последнюю тренировку большой тренер Геннадий Наумов.
"Он в тот день был странный. Странное выражение лица, слова странные, - ученица Наумова, Катя Шляхова, щурится то ли от жесткого июльского солнца, то ли от ветра с Волги... - Я что-то почувствовала. Он никогда при нас не хватался за сердце, учил терпеть. А тут - словно прощался. Из-за сломавшегося подъемника он опоздал на тренировку - а опаздывать страшно не любил. Отправил нас заниматься наверх. И вдруг нам говорят, что тренеру плохо. Впервые на моих глазах умирал человек. Мы плакали все".
Прощальную речь для любимого учителя победоносная Елена Романова учила дома перед зеркалом.
"Она пришла на похороны, но говорить не смогла, - вспоминает дочь Наумова Владлена. - Тогда многие не смогли говорить. И снег шел, тихий, хороший..."
"Елена и Геннадий Сергеевич были одним целым, - считает Людмила Задорожняя. - Смерть мамы и тренера раскололи ее жизнь, лишили смысла".
Но у погибшего от разрыва сердца наставника осталась группа из шести перспективных девчонок. Спортивные чиновники и близкие люди видели единственного человека, способного спасти резерв Наумова.
Старший прапорщик Романова на тот момент служила начальником склада отдельного батальона радиоэлектронной борьбы 20-й Волгоградской дивизии.
Быть тренером Лена не хотела никогда. Изменить точку зрения могла только гибель учителя.
"Сразу после смерти Наумова появились доброжелатели, желавшие растащить его группу, - вспоминает директор спецшколы олимпийского резерва "Каустик" Владимир Типаев, - Я предложил группу Романовой. Она полетела в Кисловодск".
ФИНАЛЬНЫЙ ЗАБЕГ
"Мы знали, что Лена раньше никогда не тренировала. И не хотела тренировать, - говорит Катя Шляхова. - Но нам позвонили, сказали, мол, ждите Романову. Мы встретились в пансионате "Кавказ". Я спустилась первой. Она встретила нас такой улыбкой... Мы всегда потом на тренировки летели как на крыльях!"
То, что сделала с группой покорительница Барселоны, специалисты до сих пор называют чудом.
"Лена должна была стать супер-тренером, - вздыхает Владимир Типаев. - Мы могли ей платить только 12 тысяч, но она-то занималась с девчонками не из-за денег! Она словно общалась с ушедшим
Наумовым. Будто выполняла завещание, которое он мог оставить, но не успел..."
Лена чувствовала радость, с которой шли на тренировку девочки.
"Она приходила в часть, и все переживала, как там у ее девчонок. То кроссовки свои отдать им собиралась, то еще что-то, - вспоминает служившая с Романовой Валентина Карпук. - Как со своими детьми с ними носилась..."
Но горечь потерь отравила счастье воспитания звезд долгого бега.
"Она никогда не показывала, как ей тяжело, - говорит Катя Шляхова, - Мы знали, что она пьет транквилизаторы. И не только их. Но никогда не приходила в зал нетрезвая. Ну, может, один-единственный раз. Она немного опоздала, некоторые девчонки уже убежали, а мы с Викой Ивановой остались. Лена сказала, что ее сын попал в аварию. Сказала, что она кодировалась и что это все прекратится.
Я думаю, она слишком сильно воспринимала все удары судьбы, слишком пропускала через себя. В спорте могла держать удар, а в обычной жизни - нет".
Сын, впрочем, в аварии серьезно не пострадал. В больницу попала его девушка.
Елена же, мечтавшая о блестящей карьере для выпускника-отличника Волгоградской академии МВД А.А. Романова, страшно переживала, что не смогла устроить обожаемого Сашу на хорошую должность в прокуратуру.
Срыв случился в октября 2006-го, за три месяца до конца.
"Она мне позвонила на мобильный, мол, мать, я девчонок отпустила на 10 дней, на сборы не поедем, - вспоминает Людмила Задорожняя. - Я сказала, что, раз она устала, надо передохнуть. И 10 дней пропуска - ничего страшного. Мол, отдохнет - и вернется".
Чемпионка Романова уже не вернулась Она ушла в самый затяжной, последний свой забег в никуда.
"1 декабря ей срок увольняться. Мы уговаривали: "Лена, оставайся, служи до 45 лет!" Она - ни в какую! - вспоминает Валентина Карпук. - Лена вообще в последний год, после смерти мамы и тренера, ушла в себя. Все молча сидела у окна, писала..."
Накануне отмечали юбилей редкого человека, с кем Лена могла часами говорить по телефону. Людмила Задорожняя: "Лена пришла на мое 55-летие. Долго держалась. Потом выпила вина - и все. Саша отвез ее домой".
Домой - это в частное владение на улице Стрельца, где умирали родители олимпийской чемпионки. Ее уговаривали продать его, переехать поближе к месту службы или тренировок. Она отказывалась. Говорила, что ей там не страшно одной, что есть собака.
Никогда никого не звала в гости в этот дом. Кроме, пожалуй, девчонок из группы Наумова.
Один раз Катя Шляхова осталась на улице Стрельца на ночь.
Той ночью Лена несколько раз кричала: "Мама!" Хотя, наверное, не только той.
Последний раз пришла на тренировку после Рождества 2007 года. Сказала девочкам, что они не поедут на чемпионат страны в Пензе из-за спада формы.
Последний раз позвонила в свой батальон на Старый Новый год. Сказала, что скучает. Что вот отметит годовщину смерти мамы и соберет их у себя в гостях.
То, что я прочитал спустя полгода в материалах уголовного дела N 039588 в Кировской прокуратуре, не хочется цитировать начинающим путь на Олимп. То, что я увидел на снимках из морга, не стоит видеть верующим в олимпийские идеалы.
Лучшая стайер мира-92 после годовщины смерти своей матери прожила еще 12 мучительных дней.
Следователю райпрокуратуры Антону Лосицкому в 1992-м было 12 лет.
Мы говорили с ним и с прокурором района Александром Шестопаловым о том, как быстротечна мирская слава и как больно падать с олимпийских высот.
Для Лены падение оказалось смертельным.
На несколько январских дней она уходила из дома. Потом вернулась (кончились деньги, силы, вера?), и, чтобы она не скрылась навсегда, близкие люди приносили ей водку. Очень много водки. Так следует из материалов дела.
Те же близкие люди позже говорили следователям, что у Елены появились кровоподтеки и следы от падений.
Это было 25 и 26 января.
"Скорую" вызвали 28 января. У Романовой изо рта шла кровь. Ее не спасли. Причина смерти - черепно-мозговая травма. Могло быть падение головой. Мог быть удар. Экспертиза показала, что в последние сутки Лена ничего не пила и не ела.
В апреле следствие было приостановлено - из-за отсутствия очевидного подозреваемого и прямых улик.
Лена обожала сестру и сына. Сестра Наталья и сын Александр по телефону отказали мне в личной встрече. Сказали, что говорить нам не о чем. Саша добавил, что журналисты не имеют права что-либо утверждать, не пообщавшись лично ни с кем из семьи погибшей.
Но я ничего и не утверждал. Просто хотел пригласить сына съездить вместе со мной, журналистом, на могилу его матери.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Хоронить олимпийскую чемпионку Романову пришло около 300 человек. Как и год назад, когда в землю клали ее наставника, шел редкий в этих местах снег. Как и год назад, многие не смогли сказать ни слова - перехватывало горло. А кто-то просто не узнал в человеке, лежащем в гробу, светлую Леночку.
Их могилы идут одна за другой: отца, матери, дочери, тренера. В нескольких метрах друг от друга. Недалеко и могила Александра Романова-старшего. Никто не смог сказать, почему получилось именно так.
Отпевать ушедшую не стали.
В ночь после похорон могила Романовой запылала. Сгорели все венки. Горела сосна у креста, но устояла.
Из группы Наумова-Романовой устояла Катя Шляхова.
У этой 18-летней девочки за несколько лет один за другим умерли сначала бабушка, а потом четверо (!) тренеров.
"Геннадий Сергеевич и Лена меня многому научили, - говорит она, - Но я сильнее Лены по жизни. Я не верю, что их уход - предупреждение мне от судьбы. Со мной не будет так, как с ней. Она не выдержала смерти тех, кто охранял ее от жизненных бед".
Елена Романова добежала до олимпийского золота в 30 лет. А ушла в 43.
Екатерина Шляхова собирается стать олимпийской чемпионкой гораздо раньше. И жить долго и счастливо.
У Кати нет плоскостопия. Ей не нужно тянуться на носочках.
P.S. Автор благодарит А.В.Бажина и С.П.Трофимова за помощь в подготовке материала.