Лучезарный зодчий

Проект ГМИИ «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» является крупнейшим в мире за 25 лет

Выставку Ле Корбюзье, открывшуюся в ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать проектом года. Гениальный архитектор, радикально изменивший представления о зодчестве в ХХ веке и многие свои планы связывавший с Россией, впервые удостоился у нас большой ретроспективы.

Ле Корбюзье — такой же символ Франции ХХ века, как генерал де Голль или Пабло Пикассо. Не будучи галлом по рождению, он стал олицетворением французской культуры в ее архитектурной ипостаси. Выставка отразила многие таланты Шарля-Эдуара Жаннере-Гри (таково настоящее имя архитектора), который в 1917-м приехал покорять Париж, там через художника Озанфана познакомился с современной живописью и с кругом новаторов — Браком, Пикассо, Леже. Честолюбивый уроженец Швейцарии уже успел кое-что построить, но был не прочь взяться за кисть — живопись стала второй профессией. В 1919-м вместе с Озанфаном на деньги швейцарского бизнесмена Ла Роша стал выпускать журнал L’Esprit Nouveau (в переводе с французского — «Новый дух»). Вел там архитектурный отдел под псевдонимом Ле Корбюзье — так и приобрел новое имя. Когда ему, уже известному автору богатых вилл под Парижем и строителю первых серийных домов в пригороде Бордо, предложат возвести павильон на Международной выставке 1925 года в Париже, этот манифест модернизма он тоже назовет «Эспри Нуво».

Визави павильона Советской России (архитектор Мельников), здание включало в себя экспериментальную квартиру на двух уровнях. В 1940-х Корбюзье введет подобную ячейку в свою знаменитую «Жилую единицу» — экспериментальное здание в Марселе. Вряд ли французы — обитатели памятника модернизма знают, что Корбюзье при этом использовал идеи советского архитектора Гинзбурга, так как видел в Москве знаменитый Дом-коммуну Наркомфина.

После масштабной выставки в Центре Помпиду проект ГМИИ «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» — крупнейший в мире за 25 лет. Из Фонда Ле Корбюзье (Париж), Музея Бельрив (Цюрих) привезли графику, живопись, скульптуру, архитектурные чертежи. «Морская коллекция» зодчего подтверждает, сколько идей он черпал из природных форм — раковин, моллюсков. Барселонская школа архитектуры изготовила десяток макетов зданий.

Много интересного дал и наш Музей архитектуры. Ведь интереснейшая тема — Корбюзье и Москва. В столицу СССР он приезжал не раз, встречался с Таировым и Мейерхольдом. В 1935-м на Мясницкой улице по проекту Корбюзье возвели Дом Центросоюза — беспрецедентное для Европы современное деловое здание. Впрочем, от авторства мэтр отказался: строители нарушили его замысел, застроив нижний этаж, тогда как зодчий задумал зону для свободных прогулок между бетонными опорами. Еще печальнее судьба новаторского проекта Дворца Советов: вариант Корбюзье в СССР отвергли, как и его план реконструкции Москвы. Позже он ляжет в основу знаменитого «Лучезарного города», который максимально удобен для обитателей, но нигде в мире так и не будет построен. В этом французский классик тоже оказался близок нашим великим зодчим-авангардистам, чьи главные замыслы остались на бумаге.