Пилоты «Аэрофлота» зарабатывают в два раза больше своих коллег из других авиакомпаний

Профсоюз «Аэрофлота» потребовал увеличить зарплаты пилотам, которые получают более 350 тысяч рублей в месяц

Летчик «Аэрофлота» — одна из лучших профессий в России. Пилоты национального авиаперевозчика получают свыше 400 тысяч рублей в месяц, и при этом их зарплаты облагаются минимальным налогом. Отпуск летчиков «Аэрофлота» длится по 70 дней, а после каждого рабочего дня их ждут два дня отдыха. Кроме того, они могут за казенный счет останавливаться после перелетов в лучших отелях, уровнем не менее четырех звезд.

Профсоюз «Аэрофлота» решил улучшить эти условия и потребовал увеличить летчикам зарплаты и заодно сократить их нагрузки.

По словам генерального директора Центра политического анализа Павла Данилина, претензии профсоюза попросту беспрецедентны, особенно на фоне зарплат других «уважаемых и востребованных профессий» — врачей, учителей, шахтеров. «Зарабатывая огромные по меркам нашей страны деньги, полностью адекватные и доходам их зарубежных коллег из западных авиакомпаний, они хотят получать еще больше и работать еще меньше», — пишет Данилин в «Российской Газете».

С политологом согласны другие эксперты. Претензии профсоюза они посчитали безрассудными.
Игорь Шпектор, член Комиссии ОПРФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, сравнил зарплаты летчиков с зарплатами шахтеров, у которых работа не менее опасная. «Эти люди каждый день рискуют жизнью на километровых глубинах, где сконцентрирован метан и другие опасные вещества. Вспомните о случаях взрыва шахт. Эти люди получают зарплату в 45 тысяч рублей (со всеми надбавками), живут за полярным кругом, в Арктике и не ропщут, — сказал Шпектор и добавил: — Таких пилотов нужно выгонять с работы и набирать новых. Это же чистой воды шантаж».

А профессор Московской медицинской академии им. Сеченова, эксперт Общественной палаты Евгений Ачкасов напомнил о зарплатах педагогов (15 тысяч) и врачей (35-40 тысяч). «Хирург несет не меньшую ответственность за человеческие жизни, чем пилот, однако доходы их несопоставимы», — отметил он, назвав требования профсоюза «Аэрофлота» «по меньшей мере абсурдными».

Летчикам «Аэрофлота» вполне могут позавидовать не только учителя и доктора, но и коллеги из других российских авиакомпаний. Данилин цитирует письмо, поступившее в редакцию «Российской Газеты» от пилота одной из частных авиакомпаний. Он пишет, что в других корпорациях летчики работают два дня из трех, а продолжительность отпуска у них меньше: в «Трансаэро», например, 56 дней, в «ЮТэйр» — 28 дней. Что касается отдыха в четырехзвездочных отелях, то «это возможность максимум первой тройки отечественных перевозчиков». «Лично мне приходилось ночевать в местах без единой звезды», — отмечает летчик.

Более того, «аэрофлотовские» летчики уже получают больше, чем западные специалисты. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подсчитал, что управление лайнерами «Аэрофлота» гораздо прибыльнее, чем работа в авиакомпаниях Европы или США. Зарплаты отечественных летчиков облагаются минимальным налогом в 13%. У иностранцев налоговая ставка значительно выше — от 30 до 50%. «Летчик «Аэрофлота», по нашим подсчетам, получает 110% зарплаты европейского коллеги, причем, что называется, не особенно напрягаясь», — пишет Мухин.

Разумеется, такие огромные зарплаты берутся «не из воздуха». Они оказывают прямое влияние на высокую стоимость авиабилетов и застой в отрасли. По сути, летный состав тормозит модернизацию гражданской авиации и воздушной транспортной инфраструктуры. «Конечно, дело не только в летчиках и их высокой заработной плате. Но — и в них тоже. Только учитывая такие «мелочи», можно правильным образом выстроить схему отрасли так, чтобы она была не убыточной», — отмечает Мухин.

Однако «аэрофлотовские» пилоты, если и готовы поменять зарплаты, то только в сторону увеличения.
В этом им согласился помочь международный профсоюз SkyTeam Pilots Association, который провел совместную конференцию с профсоюзом «Аэрофлота». Именно на этом мероприятии прозвучали требования увеличить доходы пилотов «Аэрофлота» и уменьшить их нагрузку.

Конференция прошла «под вывеской» иностранного профсоюза, что весьма странно. С первого взгляда непонятно, в чем может заключаться интерес SkyTeam Pilots Association: по российским законам иностранцам запрещено пилотировать на отечественных рейсах.

Как пишет Данилин, причина внимания иностранцев вполне может оказаться весьма далекой от интересов пилотов. SkyTeam Pilots Association, возможно, готовит почву для дестабилизации России.
Схема при этом используется простая. Непомерные амбиции, внушаемые сотрудникам «Аэрофлота», могут завершиться их забастовками, за которыми последует паралич такой стратегической отрасли, как авиаперевозки. А это в свою очередь приведет к социальной напряженности среди населения.

«Конечно, такой рычаг давления будет очень выгоден определенным силам на Западе, — пишет Данилин. — Подобравшись к отечественным авиакомпаниям через профсоюзы, недоброжелатели России получат все возможности для манипулирования ситуацией внутри страны, ведь транспорт — ключевой элемент не только безопасности, но и социального благополучия населения».

Осознают ли летчики «Аэрофлота», что их могут использовать в политических целях? Похоже, что нет. Ведь даже сравнивать свои зарплаты с зарплатами других специалистов и правильно оценивать свою роль в стране они еще не научились.

«Все стремятся, чтобы была достойная зарплата, но должна быть золотая середина, — рассуждает Дмитрий Галочкин, Председатель Общероссийского Профсоюза негосударственной сферы безопасности, член Общественной палаты. — Такая ситуация стала возможна из-за дефицита пилотов. Нужно создать условия, чтобы был рынок: достойное количество пилотов, чтобы можно было выбирать, но для этого необходимо обучать людей. Дефицитом кто-то и может воспользоваться, чтобы выбрать безответственную позицию. Но я — за ответственность всех сторон, за золотую середину.»