«Эффективность ООН зависит от воли государств»

В эту субботу Организация Объединенных Наций отметила свой 64-й день рождения.

«Труд» решил побеседовать с постоянным представителям России в ООН Виталием Чуркиным о проблемах этой Организации

— ООН создана по итогам Второй мировой войны ради поддержания мира и безопасности на нашей планете. Спустя 64 года удается ли Организации выполнить свою главную функцию?

— В мире сохраняется серьезный конфликтный потенциал. ООН принадлежит важная роль в стабилизации и оздоровлении международной обстановки в этих непростых условиях.

— Все более востребованной становится миротворческая деятельность ООН. Статистика говорит сама за себя: в 17 операциях по поддержанию мира участвуют более 100 тыс. миротворцев. Это — целая армия, которая стоит на страже международного мира и безопасности.

— Всемирная организация оперативно действует в случае возникновения острых кризисных ситуаций. Вспомните конфликт в Ливане летом 2006 года или зимний кризис в Газе в январе 2009 года. В обоих случаях Совет Безопасности ООН принимал резолюции, которые останавливали боевые действия и становились основой их последующего урегулирования.

Да, решения принимаются не всегда быстро, но это связано с тем, что при их согласовании сталкиваются интересы различных государств. Но роль ООН в поддержании международного мира и безопасности неуклонно возрастает.

— В свете финансового кризиса возрастает роль таких форумов, как «Группа двадцати». Каковы перспективы создания некой финансовой ООН для поддержания стабильности мировой экономики?

— Значение многосторонних форматов для выработки коллективных мер реагирования на глобальные вызовы в области развития в последнее время действительно возросло. В первую очередь это, конечно, относится к «Группе двадцати», которая закрепилась в качестве основного формата взаимодействия ведущих мировых держав по наиболее актуальным вопросам международной экономической повестки дня, включая реформу международной валютно-финансовой архитектуры.

— ООН, являющаяся универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, безусловно, тоже может внести весомый вклад в создание более справедливой и эффективной глобальной финансово-экономической системы.

— Вопрос о формировании новых международных институтов для обеспечения координации макроэкономической политики на глобальном уровне серьезно рассматривался в рамках подготовки к прошедшей в июне Конференции ООН по мировому экономическому кризису и его последствиям для развития. Ряд видных экспертов, включая нобелевского лауреата Дж. Стиглица, в частности, предлагали создать на базе ООН Совет экономической безопасности. Обсуждение этой и других подобных идей, наряду с другими вопросами «антикризисной» повестки дня, продолжится в формате Специальной рабочей группы Генассамблеи.

Что касается именно «финансовой» ООН, то, по сути, такая организация уже существует. Международный валютный фонд, объединяющий 185 государств и являющийся спецучреждением Организации Объединенных Наций, как раз и создавался с целью поддержания стабильности мировой финансовой системы и оказания содействия странам в борьбе с экономическими шоками. Другое дело, что МВФ и другие международные финансовые институты, которые не смогли предотвратить глобальный кризис, нуждаются в серьезном реформировании, в том числе за счет повышения роли динамично развивающихся экономик в этих организациях. Однако, речь не идет о полном сломе всей той архитектуры, которая создавалась десятилетиями.

— Насколько эффективны решения ООН? Например, КНДР вопреки резолюциям СБ ООН продолжает запускать баллистические ракеты и проводить ядерные испытания…

— Эффективность решений ООН, как и целом ооновской системы, напрямую зависит от политической воли входящих в нее государств. Что касается решений Совета Безопасности, тем более принятых по Главе VII Устава ООН («Вопросы принуждения к миру»), то они однозначно обязательны к исполнению для всех без исключения государств. Это прямо вытекает из Устава ООН.

Что касается ситуации с КНДР, то в этом вопросе следует сосредоточиться на возвращении к переговорам, терпеливом поиске дипломатического решения. Полагаю, что принятые ранее решения СБ ООН играют в этом соответствующую роль. Важно, что в последнее время поступают сигналы об отходе Пхеньяна от конфронтационной позиции и перспективах возобновления шестисторонних переговоров. Только в политических рамках подлежат решению такие проблемы, как денуклеаризация Корейского полуострова, создание в Северо-Восточной Азии надежной системы региональной безопасности и стабильности.

Разумеется, КНДР следует воздерживаться от любых шагов, противоречащих соответствующим резолюциям СБ ООН и способных осложнить поиск переговорных развязок.

— В Совбезе ООН между Россией и США не раз возникали разногласия по ядерной проблеме Ирана. Смогут ли Москва и Вашингтон договориться по иранскому вопросу в свете заметного потепления в двусторонних отношениях?

— В контексте иранской ядерной проблемы у России и США всегда была и остается общая стратегическая цель: и мы, и американцы твердо исходим из того, что осуществляемая Тегераном ядерная программа должна носить исключительно мирный характер и это должно быть однозначно подтверждено МАГАТЭ.

Определенные расхождения касаются тактики. Мы убеждены, что санкции являются крайней мерой, к которой следует прибегать лишь тогда, когда переговорные возможности исчерпаны. Да, иранцы являются непростыми партнерами по диалогу, но с ними можно и нужно договариваться — кстати, учитывая и то обстоятельство, что Тегеран обладает немалым влиянием в обширном регионе от Палестины до Афганистана, которое нужно конструктивно задействовать. Главная задача сегодня заключается в закреплении позитивной динамики в переговорном процессе между «шестеркой» (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) и Ираном, опираясь на обнадеживающие результаты встречи их представителей в Женеве 1 октября с.г.

— Россия поддерживает необходимость реформирования ООН. В чем Вы видите основные недостатки Организации?

— ООН, как и любой другой международный институт, требует постоянной адаптации к меняющимся реалиям. Реформенный процесс в ООН по сути идет с момента её создания в 1945 году.

Реформы — не самоцель. Конечной целью преобразований должно стать укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, повышение эффективности Всемирной организации, способности реагировать на вызовы и угрозы современности.

Решения здесь должны приниматься на основе самого широкого согласия государств-членов, оптимально консенсуса.

В том, что касается реформы Совета Безопасности — самой «горячей» темы реформенной повестки,-то в этой сфере говорить о достижении такого согласия ещё рано. Цель этой реформы мы также видим в том, чтобы в результате возросла практическая отдача от работы Совета Безопасности, оперативность принятия им решений с подключением к СБ влиятельных, в первую очередь развивающихся, государств. Поэтому важно без лишних эмоций продолжать идущие с февраля этого года межправительственные переговоры с прицелом на выработку общего знаменателя.

— Как сейчас ООН влияет на жизнь в России?

— Для поступательного развития нашей страны требуется создание благоприятных внешних условий. ООН вносит в решение этой задачи большой вклад. Статус России как постоянного члена Совета Безопасности позволяет нам результативно реализовывать национальные интересы через ооновские каналы. Ведь именно для этого — обслуживания законных интересов государств — Организация в значительной мере и создавалась.