Не женское дело

Машинист электропоезда каждое утро должен сдавать тест на алкоголь

В субботу на радио «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» программе «Послужной список» ведущие говорили о машинистах электропоездов. Оказывается, для того чтобы начать учиться на машиниста, недостаточно просто быть мужчиной и достигнуть 18 лет. Все кандидаты в профессию проходят жесточайший отбор.

Профессия для сильных

Требования к здоровью поступающих на курсы машинистов очень высоки. Необходимо пройти около десятка врачей-специалистов и получить от всех положительные заключения. После тщательного медосмотра все кандидаты проходят психологическое тестирование.

Машинист должен быть здоров не только телом, но и духом, поскольку он несет ответственность за жизнь сотен людей, а значит, должен быть внимательным и уметь мгновенно принимать решения. «Проверяют нервную систему, усидчивость и психологическую совместимость с помощником», — рассказывает Геннадий Горбачев, машинист локомотива из Екатеринбурга.

В отличие от многих европейских стран в российской подземке женщин-машинистов нет. Женщин не берут, поскольку эта работа связана с очень большой физической и эмоциональной нагрузкой. Профессия машиниста метро входит в перечень тяжелых и вредных работ, который официально утвержден правительством РФ.

Выучиться на машиниста электропоезда можно в специализированном учебном заведении. Здесь в рамках начального профессионального образования можно получить квалификацию помощника машиниста.

В таких колледжах готовят специалистов как для пригородных поездов, так и для метро. Однако желающие работать в метро обычно предпочитают другой путь: выбирают линию метро, приходят в отдел кадров и заявляют о своем желании выучиться на машиниста. Депо направляет кандидата на подготовку в Учебно-производственный центр Московского метрополитена.

Обучение машиниста в депо происходит в течение полугода. Во время учебы в депо будущим специалистам выплачивается стипендия по основному месту работы в размере его средней зарплаты.

Медосмотр — каждый день

Рабочий день машиниста электропоезда начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь.

Машинисты трудятся по сменному графику: на электричке 12-часовая смена, в метро — смена от 6 до 8 часов.

Выкроить время на обеденный перерыв в плотном графике пригородных электричек получается крайне редко. Потому опытные машинисты берут с собой чай в термосах и бутерброды и едят в кабине, когда появляется свободная минута.

Профессия машиниста считается высокооплачиваемой. В регионах опытные машинисты электропоезда получают вместе с премиями и надбавками от 30 тысяч в месяц в зависимости от класса.

Заработок машинистов сильно различается в зависимости от стажа работы. В Москве машинисты первого класса получают 69 тысяч рублей, но необходимо иметь 15-летний стаж работы, чтобы заслужить такой оклад.

Зарплаты