Елизавета I едет в гости к Ивану Грозному

В Кремле покажут древние сокровища английского двора

В Музеях Московского Кремля открывается выставка «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I». «Труд» нашел пять причин, по которым это собрание с берегов Темзы надо увидеть.

Раритеты одной из крупнейших монархий мира путешествуют нечасто.  В Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице собраны личные вещи, гербы, награды и произведения искусства, созданные при знаменитейших британских королях, от могущественного Генриха VIII до Карла I – первого в Европе короля, казненного революцией. Несчастный повторил судьбу своей бабки, шотландской королевы Марии Стюарт, сложившей голову на плахе по приказу ее кузины Елизаветы I.

История двух английских династий полна тайн и трагедий. Но выставка не акцентирует внимание на  любимых кинематографом шести женах Генриха VIII или фаворитах его младшей дочери, восседавшей на троне более 40 лет. Мы увидим правителей с иной стороны – как законодателей мод: из Королевской коллекции прислали аутентичные предметы мужского и женского костюма.  Поймем, почему царствие Елизаветы I называют «Золотым веком»: тогда английский двор превратился в центр культуры Ренессанса.

Вот лишь два имени – Шекспир и Гольбейн, автор лучшего портрета Генриха VIII.  О великом немецком художнике, прославившемся в Англии, напомнит и карандашный «Портрет неизвестного». О великом драматурге – легендарное первое издание произведений Шекспира («Первое фолио»). В какой обстановке создавались картины и спектакли, можно судить по элементам декора интерьеров, шпалерам,  резьбе по дереву, вышивкам, Библии в изысканном переплете.

После ужасов Английской революции от  этой рафинированной культуры осталось мало. Кромвель приказал продать драгоценности и шедевры искусства – гордость королевских коллекций, включая купленные Карлом I картины Караваджо (не напоминает ли послеоктябрьскую судьбу эрмитажных сокровищ?). Ритуальные кубки из серебра, рыцарские латы безжалостно переплавляли, дабы чеканить монету, многие реликвии бесследно исчезли. Тем ценнее уцелевшее: парадные доспехи Генриха VIII, боевые – лорда Нота, шлемы, образцы холодного и огнестрельного оружия; церемониальные сосуды. Особенно ударила революция по ювелирным изделиям: осталось лишь около десяти. Из них четыре – на выставке.

Среди немногих «отблесков» Золотого века – коллекция портретной миниатюры XVI-XVII веков, издания сочинений придворных поэтов. В России эти английские уникумы покажут впервые благодаря сотрудничеству Музеев Кремля с коллегами из Музея Виктории и Альберта (Лондон),  Музея Лондона, Национальной портретной галереи, Национального морского музея (Гринвич). Свои шедевры прислали также хранители Королевской коллекции и владельцы собрания.

На Боровицком холме вас заинтригуют и знаменитый «Портрет  королевы Елизаветы I с пеликаном», и написанный вскоре по ее восшествии на престол «Хэмпденский портрет». А ведь сюда почти пять столетий назад приходили письма английской монархини, чьей руки просил Иван Грозный. Королева-девственница отказала первому русскому царю, как многим прочим, но осталась единственной женщиной, с которой он переписывался. Кто знает, как бы повернулось колесо истории, если бы для потомка Рюриков и Палеологов было сделано исключение?